Универсальная машина

Полеты на «летающих машинах» и бурное развитие авиации в XX веке нерушимо связаны с первым часами Zenith в воздухе и с современной коллекцией «пилотов» этой часовой мануфактуры.

Из города Кале, ближайшего к Англии населенного пункта от Франции, 25 июля 1909 года французский пилот, инженер и изобретатель Луи Блерио совершил первый в мире авиаперелет через Ла-Манш. Он перелетел 34 разделяющих материк и остров километра и приземлился рядом с таким же портовым городом Дувром. 37 минут в пути летчик отмерял по наручным часам Zenith. Этот полет стал историческим и для самого Блерио, и для мировой авиации, и для часовой марки.

Сегодня 34 километра самого узкого участка Ла-Манша, пролива Па-де-Кале, вызывают улыбку, а тогдашнему обществу их преодоление на аэроплане казалось невыполнимой задачей. Чтобы понять значение полета Блерио, стоит вспомнить, что братья Уилбур и Орвил Райт подняли в воздух первый в мире деревянный самолет с двигателем на бензине всего за шесть лет до перелета Блерио – 17 декабря 1903 года. И тот их полет продолжался 12 cекунд, за которые самолет преодолел 36,5 метра. И именно братья Райт, пытаясь спустя несколько лет получить контракт на использование своего изобретения, стали устраивать показательные полеты, успешный исход которых был условием получения будущих контрактов.

Такой вот полет Уилбура Райта 8 августа 1908 года около города Ле-Ман, длящийся 1 минуту 45 секунд, наблюдал среди зрителей и Луи Блерио. А также Альфред Хармсфорд, первый виконт Нортклифф, владелец газеты Daily Mail. Увидев возможность для рекламы, он объявил о премии 25 тысяч франков пилоту, который пересечет Ла-Манш на аэроплане.

Попытка Блерио, которого, кстати, злорадные соотечественники звали не иначе как «падающим Луи» (построенные им многочисленные аэропланы постоянно ломались), оказалась удачной. Он стал национальным героем, свою мастерскую преобразовал в самолетостроительный завод, а его 11-й по счету аэроплан Bleriot XI стал самым востребованным летным транспортом в Европе – так что тот рекорд можно считать еще и отсчетом начала массовой авиации. В том же году на самолете «ла-маншской» конструкции Блерио установил еще один мировой рекорд, на этот раз скорости полета – 76,95 километра в час, и на запястье у него все также были часы Zenith Pilot Montre d’Aéronef Type 20, первые «пилотные» наручные часы бренда.

«Я очень доволен своими часами Zenith, которые служат мне верой и правдой, и не устаю рекомендовать всем, кому требуется высокая точность», – заявил публично Блерио 19 марта 1912 года, и лучшей рекламы из уст «короля воздуха» и придумать нельзя было. Его же часы были и на запястье Леона Морана, когда в 1910 году он стал первым пилотом, которому удалось развить скорость 100 км/ч все на том же Bleriot XI. В эпоху бурного развития авиации компания Zenith первой стала выпускать не только наручные часы, но и профессиональные бортовые приборы для самолетов.

С 1910-х высотомером Zenith пользовались воздушные силы Великобритании; с конца 30-х и на протяжении всех 1940-х бортовыми часами Zenith Type 20 с запасом хода 36 часов были оснащены многие французские военные самолеты; с 1960-х Zenith выпускал авиационные счетчики и для ВВС Италии. Эти приборы отличали надежность и прочность конструкции, устойчивость механизма к воздействию магнитных полей и точность показаний. С дизайнерской точки зрения эти механизмы с несколькими счетчиками и шкалами на циферблате зародили эстетику, которую сегодня принято называть «милитари» и которая вновь актуальна в часовой моде.

В 2012 году в бренде решили возродить свою историческую связь с авиацией и пополнили коллекцию Pilot сразу несколькими новыми моделями, в которых можно узнать элементы самых первых «пилотов» Zenith. Среди трех новинок Pilot Montre d’Aéronef  Type 20, Pilot Doublematic и Pilot Big Date Special (именно последняя модель с большим указателем даты завоевала приз Petite Aiguille в ежегодном Гран-при часового искусства в Женеве в 2012 году).

Счетчики малой секундной стрелки в положении «9 часов» и 30-минутный счетчик в положении «3 часа», покрытые рутением и светящимся в темноте составом Superluminova, часовая и минутная стрелки, арабские цифры и телеметрическая шкала на циферблате – все это напоминает об оригинальной модели хронографа 1960 года, прообразе Pilot Big Date Special. А уж в надежности мануфактурного калибра El Primero 4010, который работает внутри 42-миллиметрового стального корпуса, сомневаться не приходится. С ним – хоть сейчас в небо.

Текст: Юлия Савельева