Морская душа

Морские ассоциации от Ulysse Nardin.

Итак, в 1846 году 23-летний часовщик во втором колене Улисс Нардан создал в мастерской в Ле-Локле свой первый высокоточный прибор, необходимый в то время для навигации военных, торговых и гражданских кораблей. Его отец часовщик Леонард-Фредерик Нардан специализировался на будильниках и часах с репетиром, а вот еще один учитель Улисса – известный в то время часовщик Луи-Жан-Ришар ди Брессель – как раз на изготовлении астрономических часов и морских хронометров.

Молодой Улисс верно рассудил, что последние куда перспективнее, – как сказали бы сегодня, уловил тренд времени. Ведь вторая половина XIX века с ее техническим прогрессом и бурным ростом экономики была временем активных путешествий по земному шару – вспомним, скажем, «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна, – и совершались они именно на морских судах. Вечно нейтральная Швейцария, правда, не принимала участие в этом постижении уголков планеты, зато поставляла для флотилий крупнейших держав морские хронометры. И приборы, произведенные Улиссом Нарданом, были первыми в этом списке.К тому времени хронометр существовал уже сто лет: английский часовщик Джон Гаррисон разрабатывал механизм определения долготы, значит, и точного местонахождения судна во время длительных путешествий по морю, с 1734 по 1768 годы (всего создав пять версий, одна совершеннее предыдущей).

С того момента хронометр стал неотъемлемой частью оборудования любого судна. Но поддержание точного времени в длительном плавании при перепадах давления и температуры и постоянной влажности было непростой задачей. И талантливый часовщик Улисс Нардан (а затем и продолжившие его дело сын Поль-Давид Нардан и внук Эрнест) совершенствовал механизмы Гаррисона и ди Бресселя столь успешно, что из 4504 сертификатов когда-либо выданных морским хронометрам 4432 (!) получила именно часовая марка Ulysse Nardin.

Ее же морские хронографы удостоились 18 первых наград и золотых медалей на международных выставках.Крепкая связь часового бренда и мореплавания продолжалась до второй половины XX века, пока механические морские хронометры Ulysse Nardin не потеснили появившиеся в начале 60-х годов кварцевые. Их разработками занималась Центральная электронная лаборатория США; специалисты Ulysse Nardin, опять же почуяв, куда идет технический прогресс, стали выпускать собственные версии малогабаритных кварцевых хронометров.

Но тут же последовал более серьезный удар: электронные часы японских компаний с транзистором и кварцевым резонатором, наводнившие мировой рынок параллельно с японскими малолитражными машинами, повергли швейцарскую часовую индустрию в глубокий кризис. За один 1971 год работу в часовых компаниях Швейцарии потеряли 70 000 сотрудников, а мануфактуры Ulysse Nardin, Blancpain, Omega фактически прекратили деятельность.

Возрождение Ulysse Nardin началось в 1983 году, когда практически разорившуюся компанию приобрел Рольф Шнайдер, успешный предприниматель и ритейлер тогдашней часовой индустрии. Бросая вызов элементарности кварца, Шнайдер в тандеме с одним из талантливейших часовщиков современности Людвигом Охслином начал возрождение выдающихся часов со множеством сложных функций. Но как дань истокам в логотипе компании оставалось изображение якоря.

Настоящим мостом между прошлым и настоящим бренда стала появившаяся в 1996-м, в год его 150-летия, коллекция Marine Chronograph – высокоточные надежные наручные хронографы с современными функциями часов, минут, секунд, даты и самого счетчика хронографа – и морской душой своих прародителей.

За 18 лет характер и облик этих часов практически не менялся: корпус из стали или золота диаметром 43 мм, рифленый безель, зафиксированная на резьбе заводная головка, препятствующая попаданию воды в механизм (чья водостойкость, к слову, 100 метров), и особые ушки креплений для четкой фиксации часов на руке. А вот эстетически при всех объединяющих чертах они претерпевали метаморфозы. Цвета циферблата из металла или горячей эмали варьировались от черного, коричневого до синего, с гравировкой в виде  «волн», римские цифры сменяли арабские, а то и просто шкалы деления.

Скажем, Marine Chronograph Manufacture UN 118 с их циферблатом из белой эмали, римскими цифрами и счетчиками хронографа напоминает самую первую модель 1996 года, облик которой Шнайдер позаимствовал у старинных хронометров самого Нардана. А вот от Marine Chronograph Manufacture UN-150 с его гильошированным циферблатом из металла, накладными арабскими цифрами, тремя счетчиками хронографа и брутальным дизайном стрелок винтажным духом совсем не веет.

Так, долгие и благополучные путешествия по морям и океанам хронометров Ulysse Nardin символично завершились «морскими» хронографами для запястий. Хотя, как и Улисс Нардан совершенствовал свои точные приборы, так и нынешние инженеры марки продолжают совершенствовать часовые механизмы Marine Chronograph Manufacture. В самой новой модели коллекции стоит последняя разработка компании – мануфактурный калибр UN-150 c кремниевой балансовой пружиной с невероятной точностью 28 800 полуколебаний в час. В очередной раз специалисты Ulysse Nardin уловили тренд времени: инновационным кремниевым технологиям, при использовании которых детали механизма не требуют дополнительной смазки, а точность хода часов увеличивается, сегодня пророчат большое будущее.

Текст: Юлия Савельева
Фотограф: Дмитрий Журавлев