Красота по-американски

Синатра и молодой Элвис, стиляги и Керуак – американские 50-е, главное поветрие текущего сезона, демонстрирует художник Олег Доу.

Олег Доу – художник и фотограф, один из самых успешных представителей молодого современного искусства России.
На Олеге: пиджак из шелка и хлопка, шелковая сорочка, все – PRADA; соло- менная шляпа, LANVIN; очки, RAY BAN

Точного энциклопедического объяснения феномену под названием Americana не найдется ни в академическом словаре, ни в «Википедии». Бейсбол, индейка на День благодарения, битники, статуя Свободы, Мэрилин Монро, спешащая на свидание с Артуром Миллером, лубочные картинки Нормана Рокуэлла, шипение пузырьков кока-колы, страницы Playboy, замусоленные пальцем брокера с Уолл-стрит, «Легенда Сонной лощины» Ирвинга, концерт Элвиса на Гавайях, выпускник Лиги плюща в твидовом пиджаке, Ford Mustang I, ковбои в рекламе Marlboro. Одним словом, такие разные, но очень понятные, бьющие наотмашь символы и культурные маркеры, с помощью которых в воображении сразу возникает, пусть и слегка поверхностное, представление об американском образе жизни. Самой надежной и универсальной духовной скрепой оказалось содержимое гардероба жителей США. Если вывесить звездно-полосатый флаг у себя в гостиной отважится далеко не каждый житель США – что уж говорить о европейцах или азиатах, – то пара джинсов не вызовет нареканий ни у кого. Впрочем, этим летом дизайнеры решили напомнить, что орегонские лесорубы, может, и соль американской земли, но мода на Американу не ограничивается исключительно штанами из сырого денима, фланелевыми рубашками в клетку, редвингами и спутанной окладистой бородой.

В Prada вспоминают Rat Pack: легко представить, как Фрэнк Синатра, облачившись в свободные слаксы и принтованную рубашку марки, ужинает в ресторане Chasen’s в Западном Голливуде в компании Дина Мартина и Сэмми Дэвиса-младшего. Дизайнер Bottega Veneta Томас Мейер явно срисовал эскизы своих двубортных костюмов – графичных настолько, что лацканами пиджаков вполне можно нашинковать капусту, – с обложек старых альбомов легендарного джазового лейбла Blue Note Records.

В Louis Vuitton на свой лад воспевают американскую моду послевоенной эпохи: по окончании Второй мировой на пике узкие силуэты, шейные косынки, непривычные для мужского гардероба цвета: карамельный, голубой, серый. Красная куртка из змеиной кожи одного из лирических героев коллекции передает привет легендарной ветровке Джеймса Дина в «Бунтаре без причины», а свободные блузы из шелка и рубашки с принтом – сразу всем битникам во главе с Алленом Гинзбергом.

Итальянцам Missoni удается быть в авангарде тенденций, не изменяя себе. Центральный образ коллекции – sprezzatura man, так в 50-х стали называть беззаботных прожигателей жизни, очарованных европейской культурой и манерой одеваться. Такому вскочить из-за столика в нью-йоркском Cipriani и сорваться на Ривьеру не стоило ровным счетом ничего. Широкие штаны на талии с тонким ремнем, трикотажные поло, трикотажные же длинные кардиганы с фирменным узором марки, лоферы или ботинки из мягкой замши на босу ногу. Именно так, переливаясь всеми спектрами благополучия и достатка, выглядел Дики Гринлиф из романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли», за что и поплатился. Узкое, черное, кожаное. На ярлычке ожидаемо надпись Saint Laurent Paris – Эди Слиман этим летом отвечает за стиль рокабилли. Элвис Пресли остался бы доволен. Etro апеллируют к традициям Юга.

Сомбреро, банданы, казаки, кожаные галстуки, штаны с кожаными вставками, и почти все в удивительно непривычных и непрактичных для настоящего Зорро цветах: бежевом и оранжевом. Складывается ощущение, что вся мужская мода в этом сезоне вышла из-под пера вдруг помолодевшего и отпустившего на волю воображение Ральфа Лорана, создателя большого и важного американского бренда имени самого себя. Впрочем, Лоран, съевший на Американе собаку и неизменно год за годом выпускающий попурри на тему американской моды, знает что делает.

В его творчестве нет места эксцентрике и вольным авторским отступлениям от темы. Для волков с Уолл-стрит он шьет солидный Purple Label, для последователей преппи – Polo Ralph Lauren, для участников летних сельских ярмарок в штате Нью-Йорк придумана линия Denim & Supply, для синих воротничков – RRL. Впрочем, какому бы стилистическому направлению Американы вы не последовали, выбранные предметы гардероба гарантированно не превратят вас в своего заложника, не потребуют натужного лица или долгого вхождения в образ, а будут, как говорил в фильме «Дикие сердцем» герой Николаса Кейджа о своей куртке, «символизировать свободу». Боже, благослови Америку.

Образ: Дарья Косарева
Фотография: Сергей Рогов