Роли Айртона Сенны

Чтобы помнили / Последний день последнего великого гонщика «Формулы-1»

Чтобы помнили / Последний день последнего великого гонщика «Формулы-1»

senna

Лучшим автогонщиком всех времен большинство и сегодня называет бразильца Айртона Сенну, трехкратного чемпиона «Формулы-1», хотя были в истории и четырехкратные, и один пятикратный, а Михаэль Шумахер побеждал семь раз. Когда погибшего в 34 года Сенну хоронили, на улицы вышли миллионы плачущих людей, гроб накрыли государственным флагом, за ним следовали правительственный кортеж и истребители в небе. Когда в решающей гонке 1989-го Ален Прост не уступил место идущему на обгон партнеру по команде, довел дело до столкновения, а потом добился дисквалификации Сенны (тот чудом вернулся на трассу и отвоевал первое место после замены сломанного спойлера), все ненавидели француза – на полученное таким образом чемпионство легла тень. Когда через год Сенна симметрично ответил, его тут же простили.

1 мая 1994 года на Автодроме Энцо и Дино Феррари в Имоле разбился не просто популярный автогонщик, который победами прославлял страну, отчаянно искавшую поводы для гордости. Сенну обожали и до больших побед: в 1987-м другой бразилец Нельсон Пике в третий раз стал чемпионом «Формулы-1», но соотечественники тем не менее предпочли влюбиться в нетитулованного новичка.

Австриец Ники Лауда стал легендой не потому, что трижды выиграл чемпионат, но потому, что смог вернуться спустя несколько недель после чудовищной аварии, в которой чуть не сгорел заживо, а в последней гонке добровольно сошел с трассы, сочтя, что погода слишком рискованна для пилотирования, и уступил титул Джеймсу Ханту. Эта победа для Ханта была единственной, но он тоже стал легендой – потому что красиво бодался с Лаудой, потому что любил кутить не меньше чем гоняться и потому что бросил все в одночасье и к 45 годам загнал свое сердце. Четвертое чемпионство «Профессора» Проста не так важно, как его соперничество с Сенной и то, что он был среди тех, кто нес его гроб. Канадец же Жиль Вильнев и вовсе не успел стать чемпионом, а был любим всеми. Любовь не завоевывается титулами.

Для того чтобы быть любимым, Сенне хватило бы и робкой улыбки человека, который хотел побеждать, но побеждать на трассе, без закулисных игр и помогающих вписаться в поворот компьютеров. Человека, который в ответ на вопрос о лучших гонках в жизни вспоминал картинг, где не было политики и больших денег. Человека, который завещал состояние образовательному фонду для детей из бедных бразильских семей. Человека, которого в 1991 году после Гран-при Бразилии доставали из болида, отцепляя пальцы от рулевого колеса. Он ни разу до этого не побеждал дома и так долго об этом мечтал, что, когда за семь кругов до финиша коробку передач заклинило на шестой позиции, продолжил гонку и, победив, почти не мог двигаться от напряжения – на подиуме с трудом поднял над головой флаг и чуть не уронил кубок, плача разом от счастья и от боли.

Текст: Владимир Лященко.

Кстати: со 2 апреля в Центре фотографии имени братьев Люмьер идет выставка Джесси Александера «Из истории ”Формулы-1“». В рамках выставки, будут показаны снимки, сделанные фотографом в Монако на гонках Гран-При с 1955 по 1971 года – в те годы среди зрителей можно было увидеть Стива МакКуина и членов королевского семейства, в том числе Принцессу Грейс Келли с супругом Принцем Монако Ренье III. Александеру удалось запечатлеть ушедшую эпоху, когда соревнования в Монако олицетворяли собой престиж и азарт самой захватывающей европейской мотогонки. В объективе – роскошные автомобили, легендарные гонщики и толпы взволнованных зрителей.

Выставка проходит со 2 апреля по 7 июня.
Вход: платный