Самое удивительное и странное здесь, это уверенность варваров, что их полис есть не что иное, как третий Рим – хотя спроси у любого из этих невежд, где же тогда второй, мало кто сумеет дать ответ (не знаю его и я, дорогой Постум). В доказательство этого сомнительного тезиса они ссылаются на мнение некоего Филофея, то ли ритора, то ли жреца; судя по имени, грека – а среди тамошних риторов и жрецов немало прохвостов, тебе это ведомо. К настоящим же римлянам здесь относятся мешая восхищение и преклонение с открытой ненавистью, думаю, связанной с тайной завистью.
Так, когда африканские легионы провозгласили императором нынешнего принцепса, некоторые здесь распускали возмутительные слухи, что цезарь поклоняется ложным богам и происходит из семьи низкого сословия, едва ли не отпущеннической. Но оставим это.
Владения их царя весьма обширны, и для лучшего управления он рассылает во все концы своей земли прокураторов. Говорят, некогда они были избираемы народом,
подобно тому, как мы избираем и по сей день магистратов, но все свидетельства о том исходят лишь от здешних риторов и философов, коим нет ни числа, ни доверия.
Владение рабами жители этих мест отрицают, скорее из лицемерия, нежели из стремления к свободе – ибо даже при лавках, торгующих съестным, здесь имеются тайные эргастулы. Рабов обычно привозят из дальних земель и используют на тяжелых и грязных работах, заниматься которыми считается зазорным и у настоящих римлян, и у этих (я едва не написал «моих», дорогой Постум, – так я с ними свыкся за эти годы!). Лицемерие же их заходит столь далеко, что этих несчастных публично именуют не иначе как «гостями полиса». В определенные дни года им разрешается отправлять культы богов их родных мест. В такие дни от них может претерпеть и солидная матрона, и добрый горожанин, ибо они запружают весь город! Я, по привычке, именую эти дни Сатурналиями, на манер нашего праздника; название же на местном наречии я не упомню. Но оставим и это.
В тяге к нашим обычаям они, однако, заходят слишком далеко. Вообрази, Постум: их царь в подражание римским порядкам завел некоторое подобие консульского служения. Консульскую власть, подобно нашим принцепсам, он делит с товарищем, обычно выбирая самых неважных и бездельных людишек. Одного из них, впрочем, он возлюбил настолько, что несколько лет велел именовать «принцепсом» вместо себя, как если бы сам вдруг стал частным лицом. Да, дорогой Постум, ты не ослышался – варварский царь смеет именовать себя как отец римлян! Однако же принцепс (настоящий, хочу я сказать) велел мне не обращать внимания на подобные вещи, отправляя меня в путешествие: «не будешь же ты ругать дитя за то, что он именует себя императором, двигая в бой потешные полки из глины и соломы». Это замечание заставило меня вновь подивиться прозорливости и милосердию принцепса. Но оставим и это.
… не будешь же ты ругать дитя за то, что он именует себя императором…