Учитесь плавать

В Высшей школе экономики учатся учить дизайну.

  • P11_Cover.indd

    Текст Мария Качанова
    Фотография Юрий Чичков

    Как учить дизайну? Ответ Школы дизайна ВШЭ: нет лучшего способа научить чему-то действительно полезному, чем бросить студентов в бой.

    Сейчас каждый знает, что все вокруг – это дизайн. Телефоны, чайники, автомобили, одежда, веб-сайты, интерфейсы программ, оформление страницы новостей – все зависит от того, как это выглядит и как умеет общаться с потребителем. Dasein – бытие, design – попытка его обустроить; тут творческая сторона процесса должна совмещаться с практическим взглядом, а внутренний художник должен уживаться с внутренним же практиком. Остается вопрос – как этому научить?

    В больших мировых школах, от всевозможных «лабораторий дизайна» до соответствующих департаментов Гарварда и Кембриджа, выработан общий принцип: совмещать практику с исследовательской работой. Высшая школа экономики (ВШЭ) пошла в ту же сторону: два года назад здесь заработала Школа дизайна, которую возглавил Арсений Мещеряков, арт-директор одного из первых в России дизайн-бюро «Агей Томеш» и, соответственно, человек, знающий дизайн с его практической, «рабочей» стороны.

    В команду вошли и старые проверенные друзья, и «молодежное крыло», например герой нашего журнала Протей Темен (См. Port №1). «Мы понимали, что оказались в крупном университете, и нам надо сразу делать что-то серьезное. Не шли эволюционным путем, когда открывается школа, в нее набирают 15–20 человек, приглашают дельных специалистов и развиваются во что-то большее. Мы запустили большой механизм на свой страх и риск», – вспоминает Арсений. Набрав, по сути, детей, команда школы не побоялась с самого начала дать им реальные проектные задания, усадив за компьютеры: «В Школе дизайна образование выстраивается как реальная работа в дизайн-студии: студенты получают проекты, а роль преподавателя – это роль арт-директора, наставника. И хотя программа немного корректировалась за эти два года, основы ее сохранились. Методика, повторяемая с разными преподавателями, сработала».

  • Каждый курс состоит из четырех блоков. Основной – под руководством куратора, с которым студент выполняет курсовые проекты и доходит до дипломного. Со следующего года появляется второй похожий по смыслу блок, «вариативная дисциплина», где студент выбирает себе второго преподавателя для технической специализации (это может быть, например, анимация, фотография, медиатехнологии). Третий блок – так называемая арт-практика, куда входят живопись, рисунок, скульптура, то есть все, что «работа руками». Последний блок – теоретический, где с первого дня студенты изучают историю искусства, дизайна, гуманитарные дисциплины и английский язык. «Мы даем историю искусства не слишком фундаментально и углубленно, но нам важно, чтобы у ребят появлялась ”насмотренность“, чтобы они становились осведомленными в сфере культуры и искусства людьми», – говорит Арсений.

    Планка, которую ставит себе Школа дизайна – воспитать универсального дизайнера, который за счет кругозора и широты полученных знаний и умений готов ко всему. «Получаются люди, которые много что попробовали и готовы дальше самостоятельно развиваться, – говорит Арсений. – В ВШЭ есть такая практика: студенты выбирают на один день дисциплины другого факультета. Отличная затея. Такой выход из зоны комфорта полезен: для того чтобы делать реальные вещи, нужен кругозор».

    Пополнять свои портфолио реальными проектами студентам позволяет «Лаборатория дизайна», работающая на базе школы и занимающаяся коммерческими заказами (в том числе и от самой ВШЭ). Это та синергия, о которой говорит Арсений: «Получается полная вовлеченность, студент не тратит время на практику на стороне». Школа также выпускает онлайн-журнал «Ризома», который делается самими студентами.

    «Мы растущий живой организм, идей и дел миллион», – смеется Арсений. Одно из основных направлений развития – создание в обозримом будущем международной программы двух дипломов с одним из ведущих зарубежных вузов. С нового учебного года получат необходимую оформленность направления: мода, анимация,  средовой дизайн.

    Но главная цель школы – готовить именно здесь, в Москве, дизайнеров мирового уровня, которые смогут решать задачи любого порядка, не уступая в кругозоре, концептуальном уровне и стратегическом мышлении выпускникам главных мировых центров.

    Звучит ли это амбициозно? Очень. Реально ли это? Почему бы нет. «Мы исходим из того, что современный дизайн – это прежде всего мышление, системное, абстрактное, – говорит Арсений. – Нужно его уметь использовать для получения результата. В конечном счете, главный инструмент – это голова».