Пригласительные Saint Laurent

Поп-культура / Маленькая черная книжка как объект для коллекционирования

Текст Соня Шпильберг

P12_Cover.inddОдна из самых незаметных и, по нашему скромному мнению, самых удачных придумок Эди Слимана в Saint Laurent – пригласительные на показы, сделанные в виде буклета одного из любимых им художников. Эти маленькие черные книжки – идеальный объект для коллекционирования. Для буклета Слиман использует работы современных американских художников, инкапсулируя горячее желание растворить парижскую высокую традицию в современной культуре Лос-Анджелеса. Книжки  – арт-объекты – зря упускаемый из виду, но весьма выразительный элемент хайп-машинерии цеха Saint Laurent, крошечный монумент эфемерным, разовым мероприятиям, ускользающим подиумным шоу от сезона к сезону, – однажды войдут в анналы знаковых постмодернистских артефактов. ¶ Начал Слиман, конечно, с себя: первая книжица, сверстанная к показу сезона «Весна-лето 2013» на парижской Неделе моды, содержала обособленные фотопаттерны фирменного лорановского леопарда, снятого крупным планом. Это своего рода оп-арт-жест, который полностью оправдывает Слимана-новатора: я в контакте с прошлым лейбла, который все меньше про изобретение моды, но все больше про жизнь. ¶ В апреле 2008-го Слиман переехал в Калифорнию, чтобы заниматься организацией выставок и даже сейчас работает удаленно. Его проект можно назвать «Лос-Анджелесом головного мозга» – он создал целую серию из своих «пригласительных» и постарался собрать в них самых разных художников, так или иначе связанных с арт-средой Лос-Анджелеса, давая им возможность высказаться опус за опусом. Среди участников проекта – концептуалист Джон Балдессари, панк-рок-адепт Раймонд Петтибон, умерший в 1983-м график Ги де Куанте, держатель рекорд-лейбла и небольшой галереи Брайан Роттингер и абстракционист Мэтт Коннорс. Все буклеты предельно лаконичны, как силуэты слимановских моделей – тотальный черно-белый. С цветом было дозволено высказаться лишь Мэтту Коннору, но лишь потому, что его образы – это ночь, выпивка и караоке, в меню которого наверняка Пит Доэрти и These New Puritans. ¶ Слиман выбирает автора очередного буклета, ориентируясь не на необходимость делать «высказывание», а на собственный вкус и настроение. Например, молодая студентка UCLA (Университета Калифорнии) Теодора Аллен на момент сотрудничества со Слиманом не имела в послужном списке ни одного упоминания о персональной выставке, тем не менее сделала с Эди книжку 49 Paintings, заполнив собою все сто страниц. ¶ Для Слимана мода – медиум для выражения художественных идей, которые он препарирует как комплекс сентиментальных знаков, рвущих шаблоны потребителей и критиков моды. Это точки входа в мир новой эстетики, но в действительности просто уловки, умные и предельно внятные, для того чтобы получше продать ready-to-wear. Так мятежный арт-директор стал не просто символом Saint Laurent, определяющим бренд в индустрии, но чем-то другим – и вряд ли кто-то в мире моды понимает, что это больше чем Слиман.