Круговые движения

Оммаж / Дизайнер Ярослав Рассадин о зубной щетке Muji Round Type как примере дизайна с «эффектом второго wow».

Оммаж / Дизайнер Ярослав Рассадин о зубной щетке Muji Round Type как примере дизайна с «эффектом второго wow».

В свое время слоганом Muji было «Дешевле, и на то есть причины». Сегодня такая простота ценится все выше (фото Александр Егоров)

Пару лет назад я летал в Лондон, и уже на месте обнаружил, что оставил дома много нужных мелочей. На счастье, я случайно попал в магазин Muji, где все и приобрел – в том числе пару зубных щеток.

Я сначала не обратил на них особого внимания; но через несколько дней я оценил, насколько просто и изящно они выглядят. Настолько, что с тех пор пользуюсь только зубными щетками Muji: я держу несколько щеток модели Round Type, которые выпускаются в пяти разных вариантах – прозрачная и еще в нескольких цветах.

Эта неожиданная привязанность, по всей видимости, – хороший пример «эффекта второго wow», как его назвал дизайнер Наото Фукасава: внезапного удовольствия от использования объекта.

Бренды, занятые в отрасли продуктов для гигиены, рекламируют зубные щетки как нечто вроде универсального шпионского гаджета, напичканного супертехнологиями и опережающими время новейшими функциями.

Но Muji идет своим путем и продает просто хорошую щетку с мягкой щетиной из полиэстера. Это один объем, очень простая, мягкая геометрия ручки, прозрачный пластик – как будто капля воды застыла в нужной форме. Это то, что называется дизайном без дизайна, суть которого в том, чтобы не вмешиваться в жизнь пользователя. Каждое утро у зеркала кто-то размышляет о мировых проблемах, кто-то вспоминает вчерашнее или строит планы на день – в любом случае, это интимный процесс. Здесь противопоказана материальная и визуальная замусоренность. Плюс, Muji не была бы Muji, если бы не добавила приятную мелочь – почти невидимую вмятину на ручке в районе большого пальца, которая не дает щетке скользить в руках.

Мне кажется, это тот подход к дизайну, которым овладеть сложнее всего: дать человеку главное, и оставить ему место для него самого, не меняя и не подчиняя его жизнь продукту и его логике. Дизайн может быть разным, но иногда очень важно, чтобы он был простым.