Архитектор выставки «Рабочий и колхозница. Личное дело» о том, как сделать интересный проект

Разговор с Петром Толпиным, возглавляющем отдел развития и спецпроектов Объединении «Манеж»

В выставочном центре «Рабочий и колхозница» продолжает работу масштабная выставка «Рабочий и колхозница. Личное дело». Мы уже разговаривали с кураторами проекта, а сейчас побеседовали с руководителем отдела развития и спецпроектов Объединения «Манеж» Петром Толпиным, который выступил главным архитектором выставки.

Архитектор Петр Толпин Манеж

На какой стадии работы над выставкой подключается архитектор?

Архитектор, как правило, подключается после того, как кураторы сформировали идею.  Вообще наша команда, а это архитекторы и дизайнеры,  начинает работать с самого начала, параллельно с кураторами. Интересные проекты получаются тогда, когда идет сбалансированное развитие кураторской, экспозиционной и архитектурной составляющей выставки.

Сколько вы над «Личным делом» работали?

Обычно мы месяца за три делаем проект, достаточно быстро. С выставочным центром  «Рабочий и колхозница» было посложнее — тут и вертикаль здания и много залов. У нас была задача собрать все в цельную историю, а не сделать четыре разных выставки на четырех этажах.

Какие отправные точки были?

Наша выставка — это такие зарисовки на тему того, как памятник зародился и что с ним дальше было,  и моя задача заключалась в том, чтобы сделать этой истории визуальную оболочку. Очень важно  погрузить посетителя в атмосферу, ведь выставка это еще и образовательный процесс и этот процесс должен быть интересен. В данном случае архитектура — такой бэкграунд искусства, она работает для того, чтобы заинтересовать посетителя и сделать акцент на произведениях. Если вы были на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Центральном Манеже — там совсем другая история,  архитектура развивалась параллельно искусству для того, чтобы показать, как пространство может влиять на скульптуры и трансформировать впечатления посетителя о ней, это была попытка сделать работу автора,  как материальный объект, ближе к зрителю.

автор фото Вадим Фролов

Как подбирались материалы для дизайна выставки «Рабочий и колхозница. Личное дело» — строительные сетки, газонные решетки?

Архитектура и элементы дизайна следуют маршруту нашей рефлексии на тему памятника, его трансформации в сознании. Если говорить о первом этаже, то он такой чистый, стерильный, парадный — своеобразная метафора светлого будущего. Второй уровень — он про создание памятника, поэтому он такой чуть-чуть наивный с сеткой, со строительными материалами, напоминает мастерскую. Третий этаж — это о том же, только с точки зрения современности, мы размышляем, в каких бы условиях сейчас создавался легендарный монумент. Мухина делала эскизы, а сейчас бы на помощь пришли современные технологии и скульптура «Рабочий и колхозница» была бы, наверное,  совсем другой.

Вадим Фролов фото

Я обратила внимание, что вам удалось грамотно поработать с архивными документами, обычно люди читать не любят, проходят мимо стендов…

Это вообще самая сложная задача — заставить человека читать документы. Как заставить читать с тачскрина всем уже понятно — покрупнее, покороче, и чтобы листалось красиво. Мы выбрали самое любопытное и ценное, ведь  надо заинтересовать всех. Такой вот музейный маркетинг.

Тачскрины вы при этом не использовали.

Я вообще за старые форматы в каком-то смысле, диджитал это хорошо, но он должен быть качественным. Условно говоря, не надо ставить экраны, если там плохой программинг. Важно, чтобы в диджитале была необходимость, а многие им просто затыкают пробелы в экспозиционном маршруте.

На входе зрителям выдают папку, куда можно складывать описания понравившихся работ — пример редкого в России взаимодействия с посетителями, еще и обыгрывающего идею артефакта.

Здесь это было очень в тему, немного экшена людям же надо. Идея была в том, что у нас выставка про «Рабочего и колхозницу», где при этом представлено и современное искусство. Посетителю надо объяснять, почему та или иная работа вошла в экспозицию. Мы дали возможность унести с собой то, что им интересно. Собираешь свое личное дело, а не то, что тебе всунули — немного самоуправления и возможность выбора.

Фотограф Вадим Фролов

Расскажите, как вы ушли от классической архитектуры к архитектуре выставочной?

Я долго работал в архитектурном бюро «Проект Меганом» Юрий Григоряна, но потом понял, что хотел бы немного другим заниматься. В объединении «Манеж» уникальная ситуация: Центральный манеж, Новый манеж и «Рабочий и колхозница» — здания с историей, поэтому у нас есть возможность работать с архитектурой внутри архитектуры. Да и вообще, это максимально междисциплинарная деятельность:  здесь и дизайн, и интерьер, и искусство, и экономика, и маркетинг.

А что происходит с архитектурой выставки после того, как выставка заканчивается?

Она уничтожается.

Правда?!

Да. Знаете, это удивительно: ты три месяца работаешь над проектом, затем пять дней он строится, около месяца на выставку ходят люди, а потом за два дня все демонтируется. И такой ритм очень захватывает.

Беседовала: Татьяна Столяр
Фото: Вадим Фролов