Этот вой есть результат запоздалого осознания того элементарного и досадного факта, что все эти песни, в сущности-то, поешь НЕ ТЫ, а нельзя же всю жизнь прикидываться, как справедливо заметил мне один немолодой человек. Я попробовал вспомнить хотя бы одну любимую песню, лишенную этого беззвучного воя и оставшуюся на холодном отдалении. Как минимум одна такая у меня все же есть. Слова Галича, музыка Френкеля, поет Галич же.
Под старость или в расцвете лет,
Ночью и средь бела дня
Твой голос придет, как внезапный свет,
И ты позовешь меня.
Под занавес 90-х годов один мой старший товарищ и советчик того периода напомнил мне про «Несбывшееся» – что-то мы там обсуждали про Галича, и он велел мне перечесть это стихотворение, но даже и тогда я почувствовал одни лишь слова. Спустя лет десять ночью я вдруг вспомнил музыку и ту самую телекартинку, но даже и сейчас все это кажется мне миражом. Я так и не посмотрел «Бегущую по волнам» и не прочел ни одной страницы из Грина (несмотря на то, что его Фрэзи Грант упомянута в другой моей любимой песне – о том, что на этих высотах иллюзиям не хватит кислорода1). Мне никогда не приходило в голову запеть эту песню, собственно, я даже не уверен, что знаю эти короткие слова наизусть. Я бы сказал, что это чистый опыт пристрастия, из которого вынуты все содержание, весь опыт и вся память. Сама идея несбывшегося, трагико-басенный голос Галича, мерцающая минутная слабость френкелевской мелодии – во всем этом мне мерещится какое-то контринтуи- тивное будущее, невозмутимое, как апрельские дюны Корнуолла.
Максим Семеляк – главный редактор журнала Prime Russian Magazine
Строка из песни «Кислород» московской панк-группы «Соломенные еноты»