И хотя за внешний вид еды в кадре отвечали компетентные люди, актер решил, что ему следует оттачивать навыки кондитера, даже если его десерты не предстанут перед камерой. Поэтому в перерывах между съемками он возвращался к плите, чтобы почти каждый день выходить на площадку со свежеиспеченным образцом, а если опыт был особенно удачным, то и хвалиться тем, как под хрустящей корочкой сохранилась нежная начинка.«Когда впервые встречаешь Джоша, ожидаешь познакомиться с суровым мужиком, обладателем стального хребта, – говорит Райтман, – а обнаруживаешь во всех отношениях приятного парня с нутром художника. Его лицо и габариты могут нагнать страху, но стоит заглянуть в глаза, чтобы увидеть совсем другое содержание. За мускулами спрятано золотое сердце. Это бесстрашный человек, но, пожалуй, во всей красе он предстает, только когда сбрасывает все лишнее».
И только в 2007-м актеру воздалось за упорство главной ролью в оскароносном фильме Итана и Джоэла Коэнов «Старикам тут не место». Сразу после него он взялся сыграть двух малосимпатичных исторических личностей: президента Джорджа Буша-младшего в «Буше» Оливера Стоуна и чиновника и убийцу из Сан-Франциско Дэна Уайта в «Харви Милке» Гаса Ван Сента – в обоих персонажах Бролину удалось найти что-то искупительное и человеческое. Так карьера была спасена. И Джоша Бролина наконец перестали называть сыном актера Джеймса Бролина (и пасынком Барбары Стрейзанд) – теперь он самоценная творческая единица.
Дом актера в Санта-Монике стоит настолько близко к океану, что с террасы на крыше можно слышать волны. Раскиданные повсюду вещи подходят скорее образу двадцати-с-чем-то-летнего пляжного бездельника при деньгах: радиоуправляемые машинки, доски для серфинга, гитары; конечно, небольшой спортзал в гараже. При более пристальном рассмотрении можно найти и что-то поинтереснее: например, книгу норвежского писателя Ю Несбё, которую Бролин хотел бы экранизировать, коллекцию примечательных фотографий (среди любимых – большой портрет боксера Мухаммеда Али, сделанный Нилом Лейфером) и распечатку электронного письма в рамке на стене. В этом письме актер уведомляется о том, что получил роль в фильме, который изменил траекторию его профессиональной жизни.
«Из-за стола я отправился прямо в первый попавшийся в Остине книжный магазин и к вечеру прочитал роман, – рассказывает Бролин. – А затем вообразил себя… Знаете, именно вообразил, потому что и подумать не мог, что получу роль…
Коэны уже знали, что Чигура должен сыграть Хавьер Бардем, который в итоге получит «Оскара» за выдающегося психопата. Но Бролин не забыл о фильме. Он решил попробоваться на главного героя. Только вот на пробы его не приглашали, так что актер попросил Роберта Родригеса снять пару дублей – они только что закончили «Грайндхаус», – а режиссировать сцены позвали Квентина Тарантино. В результате Коэны были впечатлены… постановкой света. «В ответном письме они интересовались: «Как зовут осветителя? Картинка потрясающая!» И ни слова про актерскую игру, просто: «Парень не подходит», – вспоминает Бролин.
Гантели и штанги в гараже Бролина сегодня пылятся без дела – братья Коэн попросили актера набрать вес для съемок в «Аве, Цезарь!», который должен выйти в 2016-м. Его герой списан с Эдди Мэнникса, реального фиксера времен золотого века Голливуда – человека, в чьи обязанности входило улаживать скандалы с участием звезд. Спасая их карьеры, Мэнникс не гнушался ничего. «То дерьмо, которое мы видим сегодня: кутежи, джастины биберы и прочее, – все это полная ерунда, – воодушевляется Бролин. – В нашем фильме есть момент, когда звезда, этакий Кларк Гейбл, напивается, садится за руль и сбивает человека. И ничего! На лапу прокурору – и порядок. Границ дозволенного в золотой век Голливуда, считай, не было».
По подсчетам самого Бролина, наркотики забрали больше дюжины его друзей детства: «Большая часть тех ребят, с которыми я рос,уже мертвы». Но это не убедило будущего актера предпочесть трезвый образ жизни.
«Когда я пил, мог не просыхать шесть месяцев, и все было в порядке. Но потом однажды ночью решаешь не останавливаться, наружу выбирается маленький монстр, и включается совсем другой энергетический режим. Как это ни назови – подавление или вытеснение копившейся фрустрации или просто рабочий стресс…»
Арест за пребывание в состоянии опьянения в общественном месте, который случился в начале 2013-го, был событием не то чтобы рядовым, но и не из ряда вон. Зато ближе к финалу того же года то, что началось как «выдающаяся ночь» – в какой-то момент Бролин был одет в «флюоресцентный костюм из спандекса на голое тело», – кончилось тем, что актер ввязался в драку в баре. Видеозапись тут же оказалась в интернете, и Бролин решил, что пора завязывать. «Я устал от собственного образа. Все это было чрезмерно, неоригинально и совершенно никому не нужно», – резюмирует свое решение новообращенный трезвенник. Приверженность этой мысли укрепилась четыре месяца спустя, в феврале 2014-го, когда мир кино – и мир вообще – был потрясен смертью Филипа Сеймура Хоффмана. Коллега и друг Бролина умер в возрасте 46 лет от передозировки смесью героина, кокаина и амфетаминов.
«Слава богу, я читал сам роман Томаса Пинчона, а то половину фильма не мог понять, что он, черт побери, говорит, – вспоминает Бролин о партнере по кадру Хоакине Фениксе. Он смеется и добавляет, что у зрителей к фильму вообще возникло много вопросов. – Мне потом позвонил один актер, уважаемый всеми человек, и сказал: ”Ты отлично сыграл, но что это вообще за кино такое?“ Вот что я могу сказать по этому поводу. Это такое кино, как если бы вы сели смотреть ”Китайский квартал“, накурившись дури. Не факт, что вы захотели бы этого, – чтобы уследить за действием фильма ”Китайский квартал“, как известно, нужно сохранять трезвость ума. Так и с ”Врожденным пороком“; но что делает такое кино особенно классным, так это то, что, когда смотришь его, нужно быть очень внимательным».
Свое внимание Бролин тем временем планирует переключить с Голливуда на новые испытания. Хочет взять перерыв на восемь месяцев, вернуть физическую форму и попытаться взойти на вулкан Рейнир (высота – 4392 метра над уровнем моря). Актер знает, что затея может быть опасной: там каждый год кто-нибудь погибает, и в мае 2014-го при попытке покорить вершину пропали четверо альпинистов с двумя гидами; но, как и в случае с карьерой, он знает, что, если ничем не рискнуть, ничего и не получишь. Тут и вызов себе, и желание сбегать, которое компенсируют алкоголем или наркотиками.
«Есть что-то особенное в альпинизме, в том, чтобы быть там, наверху, вдали от привычного мира, что я ценю сейчас еще больше, чем в прошлые годы, – говорит он, начиная бренчать на одной из множества своих гитар. – Я, в общем-то, не особо люблю актерство, но мне нравятся и социальный аспект этой профессии, и психологические моменты. Не знаю, становлюсь ли как актер лучше, чем был раньше. Думаю, мужик, мне просто повезло».
«Стать свидетелем смерти человека, которого я так долго знал, которого дома трое детей ждут и все такое… Меня это здорово перепахало, – говорит Бролин, сам отец двоих, и добавляет: – Многие мои друзья умерли из-за наркотиков, но чтобы Фил… Невообразимо, немыслимо.»
Текст: Джон Хорн
Фотографии: Andreas Lazlo Konrath
Стиль: David St John-James