Кроме этого он востребован на современном арт-рынке как автор впечатляющих скульптур из долларовых купюр, акварельных набросков, передающих опыт его работы с заключенными в самой охраняемой тюрьме Мексики, а также серий графитовых изображений, виртуозно сделанных на изнанке яичной скорлупы. Один из самых знаменитых проектов Скотта Кэмпбелла носит недвусмысленное название Whole Glory и проходит как арт-эксперимент, когда добровольца и тату-мастера разделяет стена с отверстием, через которую любой желающий из тех, которого выберет сам Скотт с помощью социальных сетей, может совершенно бесплатно сделать себе татуировку, — на выбор самого художника, без возможности заранее увидеть эскиз рисунка или обсудить свои пожелания с татуировщиком. Последний сеанс Whole Glory прошел в начале осени в московском Музее современного искусства “Гараж” в рамках его партнерства с французским коньячным домом Hennessy, для которого Скотт разработал дизайн лимитированной серии коньяка Hennessy Very Special.
По правде говоря, это никогда не было решением. Знаешь, я же рисовал всю свою жизнь, а в молодости, когда я тусовался с панк-рок ребятами, я всегда был тем парнем, который рисовал на них, например, когда нужно было нарисовать что-нибудь крутое на чьих-то джинсах или на кожаной куртке. Потом я начал экспериментировать с татуировками на руках моих друзей. Я вообще не задумывался о том, чтобы зарабатывать этим себе на жизнь, но с какого-то момента все больше людей стало приходить ко мне домой за новыми тату, а хозяин моей квартиры требовал денег за аренду. Тогда я просто решил, что буду брать деньги за то, что я делаю.
А как ты стал знаменитым Скоттом Кэмпбеллом, который рисует на селебрити и к которому все мечтают попасть на запись?
(Смеется) Я не знаю! Наверное, я последний, кто сможет тебе объяснить, почему мои рисунки круче чьих-то там еще. Я думаю, что это этому всему успеху я обязан по большему счету своим вниманием к эмоциям других людей, к их ситуациям. И, кстати, умение распознавать эстетическую ценность татуировки — это вообще половина от работы татуировщика. Большая часть этой работы заключается в умении понимать, зачем вообще люди делают татуировки, чтобы, базируясь на этом знании давать им что-то, что наиболее соответствует их чувствам в этот момент.
То есть существует море причин, по которым люди забиваются, верно? Ты чувствуешь, что есть какая-то тенденция или рейтинг этих причин?
Ты хочешь спросить, зачем люди вообще это делают?
Точно!
По-моему люди чаще всего делают татуировки в связи с какими-то масштабными изменениями в их жизни, например, когда с ними происходит что-то важное, когда они чувствуют необходимость эти изменения контролировать. К примеру, когда уходит из жизни кто-то из любимых людей, или когда ты влюбляешься, или когда ты увольняешься с работы, которая тебе осточертела, чтобы начать все заново. Я думаю, что тату — это очень мощное средство, символический и буквальный способ что-нибудь изменить, — изменить то, кем ты являешься до конца своей жизни. Допустим, когда тебе начинает казаться, что ты потерял контроль над своей собственной жизнью, ты можешь прийти такой в салон и сказать: “Чувак, знаешь что? Я хочу набить себе паука вот здесь”, и это значит, что ты принял решение до конца своей жизни быть человеком, у которого набит на руке паук. Это в некотором роде помогает тебе заземлиться, позволяет почувствовать контроль над своей жизнью снова: ты больше не человек, с которым происходят вещи, ты сам буквально и физически на все влияешь. Понимаешь, о чем я?
Конечно! И я вижу, что ты сам с ног до головы в татуировках. Я знаю, что для тебя это — наполовину эстетика, а наполовину — история. У тебя есть какие-нибудь классные истории, связанные с твоими рисунками?
Да, я имею в виду, мне очень нравится эстетика татуировки, но без бэкграунда и истории в этом нет смысла. Наверное, моя любимая — этот рисунок куриной головы на моей ноге. У меня есть друг, художник, с которым мы однажды тусовались поздно ночью, мы тогда еще совсем детьми были. Разумеется, мы выпивали, и в какой-то момент нам показалось, что набить друг другу тату в два часа ночи — это отличная идея. Мы взяли обычные булавки и чернила, и стали просто друг на друге рисовать. Мой приятель тогда нарисовал на мне небольшую голову цыпленка, вот тут, на ноге, и она получилась такой ужасной, что он написал под ней “SORRY”, извиняясь за то, что она такая неровная и неаккуратная. Возможно, это худшая по исполнению тату из всех, что есть у меня сейчас, но для меня она — самая классная (смеется).
Но она правда классная, выглядит очень олдскульной, в такой DIY-панк эстетике. Мне кажется, это сейчас очень модно, особенно handpoke.
Да, разумеется. Хэндпок-тату сегодня можно встретить довольно часто, что мне очень нравится. Это одна из тех вещей, которые сейчас может сделать каждый, за которой не нужно идти в навороченный салон и искать кого-то, кто сделает тебе безукоризненную профессиональную картинку на коже. Это как когда у тебя есть идея, которая захватила тебя полностью, и ты понимаешь, что должен запечатлеть её на себе, что купить футболку с этим недостаточно, потому что ты хочешь, чтобы эта идея стала частью тебя, — ты всегда сможешь взять и сделать татуировку. И что еще круче, ты можешь сделать её буквально сам, и тогда эта тату будет таким искренним и важным фрагментом твоей личной истории, — это классно!
Да, иногда материального артефакта просто недостаточно. Получается, что татуировка — это такой способ самоидентификации.
И это очень интересная её сторона. Я имею в виду, что меня часто спрашивают , обычно, конечно, пожилые люди, не жалею ли я о своих татуировках и все такое. А ещё: “Скотт, что ты будешь делать, когда вдруг больше не захочешь татуировки?”. И я им говорю: “Эм, это же… это вообще-то не опция”. Как будто я однажды такой проснусь и решу, что я не хочу больше быть Скоттом, а хочу быть мексиканцем прямо сейчас, с усами и всем таким! Это же не я. Я должен принять себя таким, какой я есть, потому что это всё часть моего прошлого, моей биографии, моих воспоминаний, моих решений. Если бы можно было бы избавиться от всех татуировок, которые на мне сейчас есть, если бы я завтра проснулся с чистой кожей, сделал бы я те же самые татуировки? Нет конечно! Нет, потому что я теперь другой. 19-летний я набил себе жука на руке, и я люблю себя 19-летнего, мне нравится эта татуировка из моей молодости, даже несмотря на то, что я бы не сделал себе такую же сейчас. Татуировки очень убедительно вынуждают нас принять себя и своё прошлое.
А ты рисовал когда-нибудь сам на себе, например, на ногах?
Да, я набивал сам себе всякие штуки как раз на ногах, когда я только учился бить тату и мне нужно было на чем-то практиковаться, но с тех пор я себе ничего не делал сам.
А к кому ты сам обращаешься, когда тебе нужна татуировка?
Обычно я иду к кому-то из ребят из своей студии. У меня есть небольшая тату-семья, которая состоит из художников, с которыми мы работаем в моей студии, и я очень люблю этих людей, я обожаю даже просто находиться с ними в одной комнате, поэтому я всегда хожу к ним. Кажется, последняя татуировка, которую я сделал — это Nova на моей шее, вот тут, потому что мою дочь зовут Нова.
О, я люблю такой стиль!
Да, он такой супер-простой, но это сейчас моя любимая татуировка.
А что на твой взгляд делает тату-мастера хорошим профессионалом?
Искренность, конечно. Хорошая татуировка — это наполовину эстетика рисунка, а наполовину — опыт человека, который её носит. Ты можешь набить где-нибудь в модном салоне идеально выточенный рисунок, но если у тебя остались кошмарные воспоминания с сеанса, то этот плохой опыт будет всем, что ты будешь чувствовать, глядя на рисунок. Это все, что у тебя останется с тех пор. У меня на ноге набита эта дурацкая куриная голова, но мне было так классно, когда я её набивал, что мои эмоции и приятные воспоминания делают её для меня самой прекрасной татуировкой в мире. И я думаю, хороший мастер — это тот, кто умеет быть внимательным к эмоциям своих клиентов и серьезно относиться к причинам, по которым они решают набить татуировку. Нужно всегда осознавать, зачем это нужно человеку, который сидит перед тобой и предлагать ему не просто красивую картинку, а делать так, чтобы человек с этой вот картинкой чувствовал себя потом замечательно.
А как такой подход работает с твоим проектом “Whole glory”, где ты бесплатно делаешь татуировки добровольцам, которые не знают, что ты бьешь, пока не увидят готовый рисунок?
О, это очень забавно. Я столькому научился благодаря этому проекту, просто делая татуировки людям, которые не видели, что я им там делаю. Это все началось потому что я ещё занимаюсь искусством, где я много работаю с бумагой и с холстами. И знаешь, с татуировками у меня никогда не бывает абсолютной свободы творчества, в основном от того что у моего холста есть свое собственное мнение. Если в процессе работы над татуировкой я вдруг захочу что-то изменить, мне придется сначала спросить разрешения у человека, на котором я рисую. Но мне намного комфортнее работать иголкой с чернилами, чем кистью с красками. Поэтому, наверное, я всегда фантазировал: что если я мог бы рисовать на коже так же свободно, как на бумаге?
Так всё и началось. За все это время я был так много раз застигнут врасплох или шокирован, потому что у этого проекта оказалось так много граней и нюансов, которых я даже предвидеть не мог. Я осознал, что теперь я несу полную ответственность за свои татуировки. И разумеется, все эти люди, которые сами ко мне приходят, полностью мне доверяют. Я очень серьезно к этому отношусь, я не воспринимаю это как должное. Ко мне пришло огромное количество людей, я не ожидал, что будет столько желающих сделать татуировку, еще учитывая, что для большей части их них это была их первая тату. Можешь себе представить? Я понял, что все эти люди ко мне приходят, потому что я беру на себя всю ответственность. Это безумно интересно, я ничего подобного не ожидал. И я очень многому научился благодаря этому. Весь этот процесс обладает такой необычной динамикой, где я словно предсказатель и хиромант одновременно.
Обычно после окончания проекта я устраиваю ужин, на который приглашаю всех, кто в нем со мной участвовал, чтобы узнать людей, на которых я рисовал, получше. И ты даже представить себе не можешь, как часто после ужина люди отводили меня в сторону и говорили: “Чувак, я просто хочу поблагодарить тебя за эту татуировку, потому что, очевидно, что моя — самая классная из всех”. Это так круто!
А как тату-мастер, ты чувствуешь сдвиги каких-то тенденций в стилистике татуировок? Мне кажется, что тату как тренд позволяет много сказать о современной культуре в целом. Тебе так не кажется?
Знаешь, я думаю, что татуировки определенно закрепляют свой статус одного из способов коммуникации, с каждым днем все больше и больше. Еще недавно это было признаком такой своеобразной андерграунд культуры. Мне кажется, тогда люди часто приходили в тату-салоны и говорили “Окей, какие татуировки делали себе последние 5 клиентов до меня, потому что я хочу то же самое?”. А сегодня татуировки стали чем-то общепринятым, и, мне кажется, люди сейчас уделяют гораздо больше внимания тому, что они на себе рисуют. Они хотят то, чего нет ни у кого больше, а раньше все хотели то, что бьют себе остальные.
Если сейчас и есть какие-то тренды татуировке, то главный из них — это избегание всех трендов. И, честно, я думаю, инстаграм очень сильно повлиял на это, потому что теперь можно в режиме реального времени наблюдать за возникновением разных направлений: в Лос-Анджелесе есть свой стиль, в Европе свой, в России, в Японии, в Корее… Раньше они развивались в изолированных сообществах, обособленно друг от друга, а сейчас, благодаря социальным сетям, все находится в глобальном диалоге, который происходит в режиме реального времени. Неделю назад я сделал татуировку, опубликовал ее снимок в инстаграм, и спустя несколько недель я вижу татуировку какого-то паренька из Кореи, которая является реакцией на то, что сделал я. Сейчас больше нет этих четких границ между стилями, все связано между собой. В этом диалоге могут теперь участвовать абсолютно все, и это очень захватывающе.