Выходные / С 17 ноября по 4 декабря в разных местах можно увидеть спектакли Кристофа Марталера и Питера Брука, мультимедийные концерты «Студии новой музыки» и московские премьеры Гоголь-центра и Liquidtheatre, чтение текстов Камю под Burial и Бена Фроста.
Текст Камила Мамадназарбекова
На афише фестиваля NET (Новый европейский театр) озадаченный человек вертит в руках непонятную зеленую штуку – это современный театр. Красивый, запутавшийся, светится. За 15 лет своего существования познакомивший с ним Москву фестиваль превратился из кружка для продвинутых в респектабельный смотр с громкими именами.
[toggle_container keep_open=»false» initial_open=»0″] [toggle title=»Кристоф Марталер: оперная условность, абсурд, Беккет, меланхолия»] King size. Центр им. Мейерхольда, 17-18 ноября.В качестве аннотации к спектаклю Марталер написал целую псевонаучную статью про энгармонизм — это когда по-разному обозначенные в разных тональностях ноты совпадают по звучанию.
На фоне гигантской кровати мужчина и женщина в концертных костюмах поют о любви. Залезут в шкаф – и поют, встанут на табуретку – и поют.
Странное поведение людей чуткий к музыкальным конструкциям режиссер объясняет этой техникой композиции: «Разве человеческие отношения сами по себе не являются в известном смысле энгармоническими изменениями? Каждый брак, каждая тайная связь, каждый поцелуй?»[/toggle] [toggle title=»Питер Брук: пустое пространство, Моцарт, магия»]
«Волшебная флейта». Театр Наций, 20-21 ноября.Главный хайп фестиваля – камерный спектакль Питера Брука для двух актеров, семи певцов и рояля. Его уже называют пронзительным прощанием 86-летнего мастера с миром театра.
За роялем Франк Кравчик, который уместил партитуру Моцарта и либретто Шиканедера в 1,5 часа сценического времени. Вместо помпезных декораций пустое пространство и лес бамбуковых стеблей. Легкие и гибкие, они превращаются в разные предметы.
Кроме постановщиков движения и вокала в программке значится консультант по магии. На природу волшебства указывает и неопределенный артикль в английском названии — A Magic Flute вместо The Magic Flute: легкость вместо тяжеловесности, поиск вместо раз найденных форм.[/toggle] [toggle title=»Паскаль Рамбер: мир до грехопадения, вино и фрукты, диониссийство»]
Memento mori. Центр им. Мейерхольда, 25-26 ноября.Спектакль идет почти в полной темноте. Французский драматург и режиссер давно хотел попробовать себя в качестве хореографа. Для этого ему понадобились очень смелые и очень голые люди.
«В «Memento Mori» мне хочется перенестись еще дальше, в палеолит, в Ориньякскую культуру, и вывести на свет голые тела – примерно так, как это происходит на столь любимой мною фреске Мазаччо «Изгнание из рая».
Тени на стенах пещеры двигаются у Рамбера на очень высоких скоростях: «Если раскрутить вазу бронзового века так, чтобы она вращалась со скоростью пластинки, то можно будет услышать молоток гончара».[/toggle] [toggle title=»Тийт Оясоо: учиться, учиться, учиться»]
«Педагогическая поэма». Центр им. Мейерхольда, 21-22 ноября.Участники эстонского проекта NO99 договорились, что сделают вместе ровно 99 спектаклей. Потому что сценическое искусство сиюминутное и скоропортящееся.
Все они недавние студенты театральных ВУЗов. Всех их учили по Системе Станиславского, которая была придумана для воспитания нового актера.
Советский идеалист Антон Семенович Макаренко работал в детской колонии. Вынесенная в заглавие книжка, в которой он описывает свой опыт воспитания нового человека, столь же хрестоматийна, как Система. Как это работает и как при этом чувствует себя новый человек, можно узнать из спектакля.[/toggle] [toggle title=»Давид Эспиноза: кукольный театр, капитализм»]
«Мой большой спектакль». Боярские палаты, 27 ноября-1 декабря.Индустрия развлечений, многомилионные спецэффекты гигантомания и блеск буржуазного театра — на все это у Давида Эспиноза нет денег. Поэтому он работает в миниатюре, осуществляет свои амбициозные проекты как архитектор в макете.
Спектакль проходит за столом. Автор рассказывает и показывает «группе клиентов», как все будет великолепно. Спектакль содержит эротические сцены и не рекомендован лицам моложе 14 лет.
Остальные заодно могут оценить новую московскую театральную площадку — Боярские палаты.[/toggle] [toggle title=»Иво ван Хове: семья, ложь, Бергман, любовь»]
«Сцены из супружеской жизни», Дворец на Яузе, 29-30 ноября.В спектакле «Сцены из супружеской жизни» по уже ставшему классическим сценарию Ингмара Бергмана три пары актеров играют роли Йохана и Марианны. Зрители продвигаются по сцене от эпизода к эпизоду. Бергман, будучи женат пять раз и обладая богатым опытом в сфере брака, написал сценарий к своему фильму «Сцены из супружеской жизни» всего за три месяца.
Со стороны может показаться, что Йохан и Марианна совершенно счастливая пара, но картина образцово-показательной семейной жизни оборачивается иллюзией. Полуправда, хитрость и обман ведут к разрыву отношений. И все равно герои не могут отпустить друг друга.
То, что начиналось как катастрофический брак, превращается в поиски безусловной и бескорыстной любви. «Сцены из супружеской жизни» повествуют о двойственности между видимой неуязвимостью и элементарными эмоциональными потребностями, между желанием сделать хорошо окружающим и необходимым, но некомфортным эгоизмом, между верой в возможность изменить все и собственными неудачными попытками сделать это.[/toggle] [toggle title=»Филипп Кен: энвайронментализм, science-art, кружок друзей»]
«Эффект Сержа». Центр им. Мейерхольда, 3-4 декабря.Филипп Кен делает театр будущего: негромкий, вдумчивый, сросшийся с современным искусством.
Свои инсталляции он населяет молчаливыми любознательными персонажами, которым очень подходит японское слово «каваий». Они обыгрывают концепции science-art и экологического искусства.
Художник по первому образованию Кен наделяет сценографию ее не только искусственным разумом, но даже чувством юмора. Герой его нового «псевдомоноспектакля» Серж живет в комнате с огромным окном, за которым видна необычайно бурная растительность.
Подручными средствами он создает крошечные представления со спецэффектами для своих друзей – «световой эффект на музыку Вагнера» или «лазерный эффект на музыку Джоан Кейджа». Заманчиво сравнить его с самим режиссером и его театром Vivarium Studio.[/toggle] [/toggle_container]