Любовь Мульменко

Новые имена / Надежда и вера в российское кино

  • [one_third first][/one_third] [one_third]Текст Григор Атанесян
    Фотография Ольга Иванова[/one_third] 017_041_P09_Initiations.indd
    Перед вами сценарист и драматург Любовь Мульменко, автор постановок на сцене «Театра.doc», участник фестивалей «Любимовка» и «Текстура» и театральных лабораторий, а также сценарист полнометражного игрового фильма «Комбинат ”Надежда“» (2013). В этом году у Любы сразу две кинопремьеры: на октябрь запланирован выход «Как меня зовут» – про девушку, отправившуюся вместе с подругой в Крым на встречу с отцом; а в декабре «Еще один год» – история развода двух молодых москвичей. Параллельно Люба готовит к постановке спектакль «360 градусов» в Центре им. Вс. Мейерхольда.

  • За какой из ваших трех фильмов вы болеете душой?

     

    С одной стороны, я очень дорожу фильмом «Комбинат ”Надежда“», потому что это моя первая работа, моя первая экспедиция, мы очень долго и самоотверженно делали это кино. С другой стороны, в картине «Еще один год» больше меня, моих собственных наблюдений за жизнью, и герои мне ближе по возрасту, как минимум. А третий, «Как меня зовут», – ну, тут тоже свои причины для симпатии: он самый технологичный, там как-то больше нужно было думать над коллизией, над поворотами и балансировками, и я, наверное, не смогла бы его написать, если бы его писала первым. У Бычковой в сравнении с ним безнарративное кино, и многие сцены длятся втрое дольше, чем в сценарии, потому что везде, где актеры начинали импровизировать, Оксана везде давала им эту возможность.

    В фильме «Как меня зовут» действие происходит в еще украинском Крыму.

     Возможно, это последний русский фильм, снятый в еще не присоединенном Крыму, примерно за год до присоединения. Я была в Крыму много раз, я понимала, как устроена крымская жизнь, и поэтому предложила снимать именно там, а не на российском побережье: мне удобнее писать о том, что я правда знаю. В марте 2013-го мы ездили на выбор натуры, курортный сезон еще не начался, и я Крым никогда раньше таким не видела: пустым, тихим и странным. Это был мой последний раз в Крыму.

    Вы в интервью рассказываете, что пишете героев с себя. В связи с этим вопрос: разные герои ваших фильмов – это одни и те же люди, примерно одной среды и одного круга?

    Герой Алексея Филимонова из «Еще одного года» мог бы поладить с героями «Комбината ”Надежда“», почти все девочки в моих фильмах – ровесницы, но вообще это разные вселенные, в том числе и языковые. Например, в ранних драфтах «Как меня зовут» героини матерились, но делали это именно как выпендривающиеся малолетки, для них это приблизительно как шорты короткие надеть. Но потом мы мат убрали. По той простой причине, что продюсеры хотели нормальной прокатной судьбы для фильма.

    То есть вы пишете от лица разных вселенных?

    Ну скажем так, в моей жизни было гораздо больше сред, чем фильмов по моим сценариям, и в каждой я жила или как минимум была рядом с резидентами этих вселенных.


  • Вы собираетесь продолжать участие в театральном проекте про российские города (проект «Живому театру – живого автора», серия документальных спектаклей, в которых приезжие драматурги пытаются вместе с местным театром вскрыть код города – Кирова, Южно-Сахалинска, Прокопьевска)?

    Это проект Елены Ковальской, которая много лет отвечала за театр в журнале «Афиша», курировала фестивали для драматургов и режиссеров, а сейчас работает заместителем художественного руководителя Центра имени Мейерхольда. Она придумала эту штуку вместе с организацией «Культпроект», и в ней участвовали многие новодрамовские авторы – обычно в каждый город ездят по двое. Это всегда копродукция с местным театром, и театрам очень нравится, они, можно сказать, в очередь встают. Лично я, наверное, не буду больше ездить: нет смысла делать одно и то же много раз подряд, и для проекта полезней, если состав авторской группы постоянно обновляется.

    Если бы вам пришлось выбирать, вы бы чем занимались: театром или кино? Огласите нам ваши планы.

    Я сейчас хочу доделать два театральных проекта и плотно заняться кино, а именно: написать давно задуманный сценарий. Плюс у Оксаны Бычковой есть идея нового фильма, и с Наташей Мещаниновой мы еще год назад обсуждали одну историю. Вообще мне пишут разные режиссеры, предлагают различные формы сотрудничества, но пока я не вижу смысла искусственно расширять круг людей, с которыми работаю. Просто мне со всеми моими режиссерами страшно повезло, а ведь бывает и иначе: когда люди оплакивают свои убитые сценарии, попавшие не в те руки.