Госпожа Греция

10 000 часов/ В каждой стране есть – или должна быть – такая актриса. Алики Вуюклаки для Греции больше чем кинозвезда.

  • 10 000 часов / Алики Вуюклаки. Алииииики. Вууююклааки. Если это имя произнести в Лондоне, или Москве, или Париже, люди просто озадаченно покачают головами. А для грека Алики Вуюклаки – это как Лорен, Бардо, Монро, Маклейн, обе Хепберн, Гарленд и Минелли вместе взятые – и даже немного Джули Эндрюс. Скажите ее имя в Афинах – и люди отмахнутся: «Конечно», или нежно улыбнутся, или грустно посмотрят вдаль, или ответят удивленно: «Как вы вообще узнали об Алики Вуюклаки?».  [one_third first]Секс-символизм
    Али Смит [/one_third][one_third][/one_third]

    Port_Aliki_

    Алики Вуюклаки, 1967 год
    [one_half first]Практически полвека, с 50-х до 90-х, она была для Греции всем: всенародно любимой, невероятно многогранной актрисой / кинозвездой / театральной дивой / певицей / секс-символом. Она начинала с театральной сцены, сыграв множество самых разных и громких ролей: она была Антигоной, Лисистратой, шекспировской Джульеттой, Салли Боулз, Ширли Валентайн, Викторией в «Викторе и Виктории», Элизой в «Моей прекрасной леди», Эвой Перон в «Эвите», Марией в «Звуках музыки». Еще больше ролей она сыграла в кино. Небольшой флешбэк из фильма «Наживка» (1964): Алики – юная девочка в грязных обносках, стоящая рядом с уличным торговцем. Зрители должны были ассоциировать эту девочку с ней самой, сверхблагополучной звездой того времени, и на этом держится весь сюжет – Алики играет бедную девочку, притворяющуюся леди. Она родилась в середине 30-х недалеко от Афин, в бедной семье; вместе с ней росли два брата по матери. [/one_half][one_half]В зависимости от сайта, на который вас переадресует Google, вы можете прочесть, что в 40-х ее отец либо был убит как участник греческого сопротивления, либо, напротив, был убит греческим сопротивлением как коллаборационист. В 18 лет она уехала в Национальную театральную драматическую школу в Афинах, не сказав об этом родителям: карьера актрисы в то время была неприемлема для порядочной девушки. Все оказывались приятно удивлены свежестью и заразительной душевностью этой яркой молоденькой штучки, которая одинаково хорошо смотрелась как на сцене, так и на экране. Она воплощала наивных девочек- кошечек; потом интеллигентных беглянок; потом горячих, пышущих здоровьем сладострастниц. Она играла хеппи-энды один за другим; играла в историях, полных общинного быта, гостеприимства, благородства и уверенности. Комедия, трагедия, мюзикл, фарс, неореализм, триллер, греческий спагетти-вестерн: в 40 фильмах, где снялась Алики [/one_half]
  • [one_half first]с 1954-го до середины 90-х (она умерла в 1996-м), она сыграла все.Ее карьера в кино была не только стимулом для греческой киноиндустрии 60-х и 70-х, но и чем-то вроде политической силы, направленной на объединение противоборствующих сил страны. Возможно, это кажется слишком громким утверждением, ведь ее фильмы вовсе не шедевры кинематографа (разве что они очень жизнерадостны). Но во время военного переворота в Греции она написала сценарий и снялась в главной роли в фильме «Аликидиктатор», где, одетая как Чаплин, пыталась показать нелепость и слепоту диктаторского режима. Фильм, разорванный цензурой в клочья, до сих пор путешествует по кинотеатрам страны. В ранние годы она беспощадно вытравляла свои темные волосы – оставался специфический желтоватый оттенок. Она сама составляла и контролировала свои контракты. Она была хитрой и переменчивой, как хамелеон, искусно угадывая веяния моды. В 50-х у нее, как у Грейс Келли, была открытая связь с наследным принцем Греции; в 60-х, в стиле Элизабет Тейлор, она вышла замуж за своего звездного коллегу Димитриса Папамихаила. Их совместные фильмы превратились в истории семейных баталий, а скандальный развод после десяти лет брака обеспечил греческую печатную индустрию материалами на десятки номеров бульварных изданий. И это был не последний ее брак, не последний громкий роман. Я не уверен, что правильно рассказываю ее историю – я не говорю по-гречески, и все, что я знаю, я знаю по рассказам греческих друзей и с немногочисленных англоязычных сайтов. Но то, что меня завораживает в этой истории, – что я мог бы не знать о существовании Алики. Я узнал о ней только потому, что лет десять назад оказался в одиночестве в отпуске на Крите. [/one_half][one_half]Сидя в номере, я праздно переключал каналы и наткнулся на фильм, который был явно снят в 60-е, и меня заинтересовала музыка: смесь джаза и греческих традиционных мелодий. Главная героиня, похожая на Джин Шримптон, оказалась вели- колепной клоунессой: она была настолько полна жизни и казалась действительно невероятно неуклюжей. Я так и не понял, что вообще происходит в фильме (корабль, полный молодых ослепительных мужчин, и эта блондинка; потом она без билета уезжает на корабле, переодетая в одного из них, и так очаровательно напивается, что все они пускаются в песни и пляски), но он наполнил мою комнату светом и радостью жизни, и я не мог оторваться до самого конца. Тогда, десять лет назад, информацию об этом фильме просто негде было найти (он называется «Алики в военно-морском флоте», если что). Сейчас на Youtube есть клипы и даже фильмы с ее участием. Например, «Мадалена» – фильм о выживании девушки, брошенной и оказавшейся ответственной за всю свою семью; за этот фильм Алики получила греческий аналог «Оскара» на первом кинофестивале в Салониках. Или «Райская пощечина» – сладкая мелодрама неполиткорректных времен, второе после «Одиссеи» Гомера произведение, которое довело меня до слез. Но все равно вы вряд ли узнаете о существовании Алики Вуюклаки, разве что кто-то расскажет вам о ней. Потому что даже в информационный век, чтобы найти что-то ценное, надо знать, что искать. Кстати, ту музыку, из-за которой я стал смотреть «Алики в морском флоте», написал композитор Манос Хадзидакис. Он однажды сказал: «Никогда не смейте говорить ничего дурного об Алики Вуюклаки. Она одна защищает всю нашу чистоту».Али Смит – британский писатель и сценарист[/one_half]