Джей Хоберман и «Вторжение похитителей тел»

Событие / Сегодня вечером в кинотеатре «Пионер» бывший кинокритик Village Voice Джей Хоберман расскажет о том, как во «Вторжении похитителей тел» 1956 года увидели и «красную угрозу», и анти-маккартизм, и критику американского общества.

Событие / Джей Хоберман анализирует кино как идеологический инструмент

Invasion-of-the-body-Snatchers-0

Сегодня вечером в кинотеатре «Пионер» бывший кинокритик Village Voice Джей Хоберман расскажет о том, как во «Вторжении похитителей тел» 1956 года увидели и «красную угрозу», и анти-маккартизм, и критику американского общества.

В снятом почти 60 лет назад фильме Дона Сигела «Вторжение похитителей тел» инопланетные захватчики (себя они, впрочем, видели, скорее, колонизаторами и благодетелями) подменяли одного за другим жителей тихого калифорнийского городка, намереваясь заменить всех людей мира на более совершенных существ – безэмоциональных, рассудительных, организованных.

Фильм вышел в том же году, когда завершалась короткая, но оставившая глубокий след эпоха маккартизма – охоты на ведьм, то есть на коммунистов. По мнению сенатора Джозефа Маккарти, создателя Комиссии Палаты Представителей по расследованию антиамериканской деятельности, коммунисты проникли во все сферы американской жизни, скрывая антиамериканскую активность под масками якобы прогрессивных взглядов.

И хотя почти все причастные к созданию фильма лица утверждали, что не имели в виду ничего такого, а просто снимали триллер по фантастическому роману Джека Финнея «Похитители тел» (Финней, который написал книгу в 1954-м, тоже открещивался), кино было истолковано как метафора общественно-политической ситуации. Но не сразу, Хоберман указывает на то, что в момент выхода фильма в прокат в Америке никто этого не заметил, зато анти-коммунистический посыл разглядели итальянские критики.

Впоследствии мнения разделились: одни видели в маскирующихся под людей пришельцах тех самых скрытых коммунистов, другие, напротив, считали, что картина направлена против зомбирующего американцев маккартизма, против сопутствующей ему паранойи или против консьюмеризма и конформизма (на такой вариант трактовки более-менее соглашался сам Сигел).

Как бы там ни было с намерениями авторов, традиция социально-политического прочтения жанрового кино, да и традиция создания кино с подобного рода вторым слоем впоследствии закрепилась. И вряд ли кому-то придет в голову усомниться в наличии социально-критического содержания в «Чужих среди нас» (1988) Джона Карпентера или «Матрицы» (1999) братьев Вачовски.

Показ фильма «Вторжение похитителей тел» станет продолжением встречи с американским кинокритиком Джеем Хоберманом (J. Hoberman), который не только более тридцати лет писал про фильмы в Village Voice, но и является выдающимся специалистом по дешифровке социально-политических кодов в кино. Им он посвятил книги «Жизнь мечты: Кино, медиа и мифология шестидесятых» (2003, The Dream Life: Movies, Media, and the Mythology of the Sixties) и «Армия призраков: Американское кино и производство холодной войны» (2011, An Army of Phantoms: American Movies and the Making of the Cold War).

Более того, Хоберман отлично разбирается и в советских кодах – в 1999-м он написал книгу «Красная Атлантида: Коммунистическая культура в отсутствие коммунизма» (The Red Atlantis: Communist Culture in the Absence of Communism). Так что лучшего собеседника для разговора про «красную угрозу», поиск внутренних врагов, холодную войну и кино как идеологическое оружие не найти.

Беседу с Хоберманом проведет режиссер и кинокритик Роман Волобуев при поддержке журнала «Сеанс» и посольства Соединенных Штатов Америки.

Начало встречи: 20:00
Начало показа: 21:40
Вход: платный