Владимир Логутов:«Люди должны принять, что разное понимание смысла произведения— это нормально»

Разговор к большой выставке художника в галерее РИДЖИНА

12 декабря в галерее РИДЖИНА открылась персональная выставка Владимира Логутова «Встречи». Проект исследует многогранность отношений между зрителем и произведением искусства. Мы поговорили с художником и выяснили, почему не стоит серьезно относиться к подписям к картинам и как кураторская деятельность отражается на творчестве.

1. Владимир Логутов. Без холста

Владимир Логутов. Без холста

Первые работы c выставки появились в 2007 году, вы уже тогда понимали, что это будет серия? 
В 2007 году я делал выставку, на которой были работы, так или иначе связанные с этой темой. Меня давно интересует зритель и его взаимодействие с произведением. Недавно наткнулся на свои студенческие работы — там этот вопрос тоже поднимается. Просто с этой темой происходили разные метаморфозы, разные этапы.

А когда стало понятно, что складывается серия, выставка?
Желание давнее, но до последнего времени работы цельно не смотрелись, да и недостаточно картин было. А вот года полтора назад у меня выработался определенный художественный метод при работе с этой темой, ряд выстраивался — тогда и понял, что из этого можно сделать выставку. Интересно, что многие меня знаю в первую очередь как художника, работающего с видео, а ведь изначально я живописец. Так что такое вот возвращение к корням.

Название «Встречи» — это встречи кого с кем?
В первую очередь, для меня очень важен момент встречи зрителя с произведением, как работа функционирует в культуре, бытует в пространстве галереи и музея. Но «Встречи»— это не только контакт зрителя с произведением, а шире — взаимодействие каким-то явлением, с чем-то. Эти встречи отражают и мой кураторский опыт, ощущение, как произведение должно взаимодействовать со зрителем.

Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как публика знакомится с вашими работами?
На своих выставках нет. А вообще, я очень много фиксировал, фотографировал зрителя — собирал материал для этих «Встреч», а затем я рисовал или впечатывал эти моменты.

А это вы где собирали?
На выставки хожу, на разные вернисажи. Это может быть и современное искусство и классическое. Мне важна фигура зрителя.

3. Владимир Логутов. Из серии Встречи. 2015

Владимир Логутов. Из серии Встречи.

Как вы считаете, нужно ли объяснять зрителю смысл произведения? Вешать табличку с подробным описанием?
Я считаю, что нет. Хотя моя вот эта выставка — это пример даже слишком классической выставки, она очень демократична и всем понятна. Здесь академический язык, такой old school. Мне кажется, когда художник дает четкий вектор интерпретации, то он упрощает произведение, сужает рамки его понимания. Ведь универсальное произведение создает какую-то ситуацию,  в которой смысл рождается. Взаимодействие зрителя и произведения и есть эта отправная точка, зависящая от опыта зрителя, от его ассоциации. И чем произведение универсальнее, тем оно больше очищено от интерпретаций. А дать развернутое объяснение, сузить интерпретационное поле — значит упростить само произведение.

А что делать, если зритель не понимает?
В форме комментария можно навести на мысль. Я всегда достаточно подробно объясняю, как и что создавал. Но не более того. Получая готовую оценку, зритель лишает себя возможности смыслообразования, лишается взаимодействия с произведением. Тогда смысл сводится к иллюстративности. Например, зритель читает, нкакую-то философскую концепцию и оценивает, насколько художнику удалось передать эту идею — определяет иллюстративные навыки художника. Упрощает произведения, и делает себя пассивным зрителем. В самом изображении заложен вектор интерпретации, но он не столь однобокий. Для меня самое ценное, когда зритель интересуется, рассматривает, что-то не понимает — и этот вопрос остается с ним, продолжает существовать. А если  ходить и читать этикетки, то становишься заложником фрагментарного восприятия. Если человек хочет взаимодействовать и понимать искусство, то нужно признать, что может быть разная интерпретация. Люди должны принять, что разное понимание смысла произведения — это нормально.

А вы себя идентифицируете как художника или куратора?
Художник, однозначно. Когда я в роли куратора, то это всегда необходимость внешняя, а художник — внутренняя. Началась моя кураторская деятельность с того, что не было просто других кураторов. Я наблюдал, условно говоря, за группой молодых художников, увидел, что из этого можно что-то сделать и начал их организовывать. Меня очень интригует идея, что как куратор я могу сделать большой проект в короткие сроки. Кураторство — это объемы, скорость. Как художник я не могу себе такое позволить, это и привлекает. Но в  первую очередь я художник, и когда делаю выставки, я все равно остаюсь художником, отталкиваюсь при работе от метода.

Владимир Логутов. Из серии Встречи

Владимир Логутов. Из серии Встречи

Если говорить о ваших кураторских целях, что бы хотели сделать?
Мне бы хотелось сделать выставку об искусстве внутри искусства — продолжить тему, которые волнуют меня как художника. Это же одна из важных тем в истории искусства — на протяжении многих веков художники рисовали картины в своих картинах. И мне сейчас хочется посмотреть, как современные художники работают на эту тему. Этот метод рождает новые возможности, картина становится мультиизображеним, чем-то очень сложным, вроде  интернета. Я бы хотел использовать работы, как современных художников, так и классиков.

Выставка «Встречи» продлится до 25 января 2016 года.

Беседовала Татьяна Столяр