Кураторы выставки «Рабочий и колхозница. Личное дело» о том, как показать жизнь символа эпохи

Разговор к открытию большой выставки Объединения «Манеж» о бытовании главного памятника советской монументальной скульптуры.

16 декабря в выставочном центре «Рабочий и колхозница» откроется масштабный проект «Рабочий и колхозница. Личное дело». Кураторы выставки Вера Трахтенберг и Андрей Паршиков рассказали Port о том, как можно в одной экспозиции рассказать о жизни легендарного символа эпохи.

Вера Трахтенберг и Андрей Паршиков чб
Расскажите, с чего началась выставка?
Андрей: Манеж отвечает на абсолютно логичный запрос от публики, которая, приходя в «Рабочий и колхозницу», хочет видеть информацию о монументе. Мы пытаемся показать такую идеальную экспозицию, составить тот самый современный рассказ о памятнике, которого хочет зритель.Вера: Идея создания этого выставочного проекта давно витала в воздухе. В «Рабочем и колхознице», открытом в 2010 году, изначально существовала постоянная экспозиция, посвященная истории памятника, впоследствии она была демонтирована. Периодически поднимался вопрос о создании новой музейной экспозиции, и вот, наконец, МВО «Манеж» открывает выставочный проект «Рабочий и колхозница. Личное дело». Эта выставка — эскиз новой постоянной экспозиции и одновременно один из вариантов рассказа о бытовании памятника в культурно-историческом контексте.

Что заложено в этот рассказ?
Вера: Мухина создала эталонный образ нового советского человека. В памятнике впервые задан канон использования советской символики и геральдики — серп и молот, к примеру, изображен крест-накрест, рукоятками вниз. В то же время памятник — это пропаганда, агитация в скульптуре. Мы хотим показать, как создавались и эволюционировали образы монументальной пропаганды в искусстве.
Андрей: Мы рассказываем зрителю, как памятник по-разному вписывался в контекст эпохи от момента создания в 1937 до сегодняшнего дня. Сейчас, например, мы наблюдаем консервацию и музеефикацию советского стиля, заложенные в нем пропаганда и агитация уже мало кому понятны. Происходит процесс археологизации форм и смыслов советской материальной культуры. Мы поднимаем очень важный вопрос о том, что нам сегодня делать с советским наследием в целом.

Как устроена выставка?
Андрей: Выставка — это специально созданный синтез документальной, архивной части и артефактов современного состояния. Историческая часть — оригинальные экспонаты 1930-х годов, мемориальные предметы, работы Веры Мухиной и Бориса Иофана, архивные документы и фотографии. В процессе подготовки выставки мы работали со многими архивами, частными коллекционерами, галереями.
Вера:  Например, работами современных художников — Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Арсения Жиляева, фотографа Игоря Мухина и других известных авторов — мы обрисуем нынешний контекст и покажем, как с образами советской монументальной пропаганды работают сегодня. Такое соотношение документальной и современной части необходимо для того, чтобы «оживить» исторический рассказ и сделать его актуальным.

Кто ваша аудитория?
Андрей: Самая широкая. Жители Москвы, туристы. Мы хотим объяснить зрителю, что «Рабочий и колхозница» — это не просто символ Мосфильма. Наша аудитория — граждане всех возрастов, которым интересно узнать историю памятника и получить информацию об отечественном искусстве «тогда» и «сейчас».
Вера: Наш главный зритель — это обыкновенные посетители, которые хотят узнать больше о культурном и историческом наследии своей страны. О творчестве Веры Мухиной, создании памятника «Рабочий и колхозница», истории его бытования и месте в сегодняшнем городском пространстве. И здесь они смогут получить достаточно подробный рассказ обо всем этом. Мы, как и всегда,  готовы к диалогу со зрителем и объясним, что и зачем мы показываем. Тем более, что наша выставка будет сопровождаться интересной лекционной программой.

Выставка «Рабочий и колхозница. Личное дело» пройдет до 28 февраля 2016 года.

Беседовала  Татьяна Столяр
Фотографии: Вадим Фролов