Доктор твоего тела

Искусство на стыке с наукой: художник Люси Макрей претворяет в жизнь смелые футурологические теории, соединяя биологию и технологию.

Искусство на стыке с наукой: художник Люси Макрей претворяет в жизнь смелые футурологические теории, соединяя биологию и технологию.

Художник Люси Макрей своей задачей видит исследование. Как технологии могут преобразить человеческое тело. Как биология сливается с технологией. Её инструмент в исследовании – инсталляция, видео и футуристические дизайн-концепты, привычный набор современного художника. Но Люси владеет и кое-какими нетипичными инструментами. Например,она сделала коллаборацию с маркой косметики Aesop, создала костюм для клипа Indestructible шведской поп-певицы Robyn, а также разработала таблетку, приняв которую, вы потеете духами.

2

«Я режиссер, сделавший шаг навстречу физическому миру, создающий не виртуальный, а реальный опыт, – говорит Люси с едва уловимым австралийским акцентом, напоминающим о ее детстве в деревне недалеко от Мельбурна. – Мне нравится думать о несуществующих в природе вещах, и о том, как я их создаю».

Архитектором тела Макрей впервые назвали в лаборатории Philips Design в Эйндховене, и это прозвище закрепилось за ней. В Голландии она несколько лет работала под руководством Клайва ван Хеердена, ставшего ключевой фигурой в ее карьере.

«Меня бросили в глубокие воды мира современных технологий и инноваций, о котором я ничего не знала, – делится воспоминаниями Макрей. – Я училась всему на ходу. Благодаря Клайву теперь я могу выявлять то, что он называет ”слабыми сигналами“ – едва заметными вещами, которые в ближайшие два-три года станут прорывом в сфере дизайна и технологий». В качестве примера Макрей приводит проглатываемые духи, которые способны размыть границы между косметикой и фармацевтикой. На первый взгляд кажущаяся научно-фантастической, эта идея вдохновлена теорией футуролога Рэймонда Курцвейла, согласно которой нанотехнологии должны защитить человека от болезней и старения.

В юности Люси увлекалась балетом, при этом – тоже из области нетипичного – совмещая занятия танцем с легкой атлетикой. «Если я не танцевала, то занималась спортом. Я любила бег на сто метров с барьерами. Преодоление барьеров было похоже на grand jetes над препятствиями. Это были два диаметрально противоположных направления, но их комбинация двигала меня вперед, помогая прыгать так высоко, как я только могла, выкладываться по максимуму своих возможностей. Балет и легкая атлетика требуют синхронности всего тела».

Мать Люси, кстати, преподавала в школе искусство и физкультуру – две дисциплины, интересовавшие Люси на протяжении многих лет. «Моя мама, безусловно, была архитектором тела. Она преподавала искусство в теннисной юбке. Это было странное сочетание, – говорит Люси с нежностью в голосе. – Думаю, есть что-то общее между художником, которого осенила идея, и спортсменом, победившим в соревнованиях. Как художник преодолевает преграды на своем творческом пути, так и атлет пытается достичь поставленных целей».

Но после окончания школы, вместо того чтобы заниматься балетом или спортом, Макрей решила изучать дизайн интерьеров, страстно увлекавший ее на тот момент. А после университета она отказалась от стипендии в Институте архитектуры Южной Калифорнии и переехала в Лондон.

Сегодня Макрей черпает вдохновение из комплексных проблем, с которыми сталкиваются ученые, математики и физики. «Мне нравится обсуждать идеи с математиками и физиками, – говорит Люси. – Это вдохновляет меня, и я вижу будущее под другим углом». Увлечение нанотехнологиями, гравитацией и космическими путешествиями можно частично списать на влияние отца, который был математиком.

1

«Многие вещи происходят со мной по счастливой случайности, – говорит Люси о встрече с экономистом НАСА в канадском Вистлере. – Я рассказала ему о том, что я делаю, и он ответил, что НАСА занимается проблемами выращивания эмбрионов в условиях невесомости». Так начался новый этап в исследованиях Макрей: подготовка человека к полетам в космос.

В прошлом году Люси стала одним из шестерых художников, которым популярный сайт Dezeen и Mini поручили представить проект на тему «мобильности будущего» для выставки на Лондонском фестивале дизайна. Пока другие представили работы о будущем автомобильных путешествий, Макрей продолжила исследовать адаптацию человека к полетам в космос. Она эспериментировала с майларом – созданным учеными НАСА материалом, который часто используется в качестве одеяла в чрезвычайных ситуациях. В частности, его дают марафонским бегунам после финиша, чтобы они не замерзали. «Я была в студии с пылесосом и куском майлара так начался мой проект, – вспоминает Макрей. – Я создаю условия, в которых люди чувствуют себя уязвимыми, хочу вывести их из зоны комфорта».

Слияние биологии и технологии – повторяющийся мотив в работах художницы, которая, как правило, сама становится первым испытателем своих работ.

3

«После космических проектов я поняла, почему постоянно возвращаюсь к мембранам. Дело в том, что внутри них я чувствую себя комфортно и расслабленно, как будто в объятиях машины, – говорит художница. – Однажды у меня случилась паника, мне казалось, что я сейчас умру. Но, как учат, я стала глубоко дышать, и паника отступила. Я могу зайти очень далеко в погоне за новым опытом».

В инсталляциях художницы, безусловно, есть пугающий элемент, ведь они часто связаны с идеей продления жизни. «Меня вдохновляют мои идеи, но я работаю над довольно мрачными вещами, – говорит Макрей. – Я затрагиваю вопросы бессмертия, и смерть будто бы постоянно находится где-то там на заднем плане».

Еще одна сквозная тема работ Люси – осмысление женственности. С недавних пор она пробует себя в сфере здравоохранения, фитнеса и красоты. «В космосе коллаген вырабатывается иначе, чем на Земле, поэтому я сейчас исследую, как космические полеты повлияют на красоту, – говорит Люси. – Это очень увлекательная тема. Я немного смущаюсь об этом говорить, но я хочу внести что-то радикально новое в индустрию красоты. Здесь безграничный простор для возможностей. Сейчас я разрабатываю вакуумную камеру для проекта ”Младенцы в космосе“. Меня также интересует взаимосвязь между невесомостью, питанием и фитнесом – какие мы сейчас и какими мы должны быть для того, чтобы выдержать суровые условия отсутствия гравитации».

Проекты Макрей кому-то могут показаться слишком концептуальными, кому-то – спекулятивными; но она очень серьезно настроена реализовать их и хочет работать с лучшими учеными. Правда, перейти от создания художественных произведений к вещам, имеющим научную ценность, – трудная задача. «За последний год я открыла для себя новую область исследований, теперь я могу создавать вещи, которые повлияют на науку, – говорит она. – Я волнуюсь, даже когда просто рассказываю об этом. Сотрудничество с учеными – ключевой момент в решении поставленных мной задач».

Текст  Рей Мерфи