Дни диско

В конце 70-х американский фотограф Билл Бернстайн несколько лет подряд изучал ночную жизнь Нью-Йорка, запечатлев апогей дискокультуры, шумных вечеринок и знаменитых ночных клубов на пленку. Фотокнига Бернстайна «Диско» – это документальный рассказ о легендарной эпохе.

Танцпол клуба 2001 Odyssey, 1979

Танцпол клуба 2001 Odyssey, 1979

Ночной жизнью Нью-Йорка Билл Бернстайн не интересовался вплоть до конца 1970-х годов, когда по заданию Village Voice он отправился в легендарный клуб Studio 54, известный громкими вечеринками и придирчивым фейс-контролем. В клубе проходил званый ужин в честь Лилиан Картер, матери президента Джимми Картера, который Бернстайну поручили осветить. Когда официальная часть мероприятия закончилась и гости направились к выходу, клуб начали заполнять его завсегдатаи. Внимание фотографа привлекла живописная парочка: мужчина и женщина в одинаковых смокингах, снимок которых украсил обложку книги «Диско». Выкупив у спешащего покинуть заведение коллеги-фотографа десять катушек пленки, Бернстайн решил остаться и посмотреть, что произойдет.

В конце 1970-х Америка была не слишком дружелюбно настроена по отношению к меньшинствам: людям с другим цветом кожи и другой сексуальной ориентацией, трансгендерам и просто чудакам даже в мегаполисах вроде Нью-Йорка днем приходилось нелегко. С другой стороны, с наступлением ночи город начинал жить по иным законам. «Это было время освобождения геев, женщин, время всеобщего равенства, – вспоминает Бернстайн. – Все они встретились на танцполе: парень в костюме с Уолл-стрит танцевал рядом с женщиной-трансгендером! На танцполе никто никого не осуждал.

В звуковой системе тогда появилась новая технология, которая сотрясала вас наизнанку, стимулировала все ваши чувства, простое присутствие в том месте физически опьяняло». С той ночи фотограф стал завсегдатаем ночных клубов Нью-Йорка. Вооруженный фотоаппаратом, он виртуозно смешивался с любой толпой, документируя ночную жизнь Mudd Club, Roseland, Paradise Garage, GG’s Barnum Room и, конечно, Studio 54. В каждом из этих мест царила особая атмосфера.

«В Mudd Club и Hurrah’s богема из нижнего ИстСайда слушала выступления Sex Pistols и The Clash, а в Roseland проходили дисконочи: толпа латиноамериканцев щеголяла своей сверкающей одеждой и модными движениями, танцоры устраивали соревнования на роликах, и это было единственным местом, где улыбаться считалось крутым».

Эра дисковечеринок была яркой, но короткой. В 1980-х годах Studio 54 закрыли за уклонение от неуплаты налогов, вслед вместе со слоганами Disco sucks музыка и культура диско начала стремительно выходить из моды. Танцполы опустели, от головокружительных вечеринок остались лишь воспоминания и фотографии, сделанные Бернстайном. «Я счастлив, что все это время я с камерой находился в эпицентре ночной жизни Нью-Йорка, документируя целую эпоху плоть до ее последних дней».

Завсегдатаи клуба Better Days, 1979

Завсегдатаи клуба Better Days, 1979

Танцы на роликах в Empire Roller Disco, 1979

Танцы на роликах в Empire Roller Disco, 1979

У двери в Hurrah, 1979

У двери в Hurrah, 1979

Пара в смокингах в клубе Studio 54, 1977

Пара в смокингах в клубе Studio 54, 1977

Неоновый постер в клубе Xenon, 1979

Неоновый постер в клубе Xenon, 1979

Танцпол в клубе Xenon, 1979

Танцпол в клубе Xenon, 1979

Кадиллак у входа в Studio 54, 1979

Кадиллак у входа в Studio 54, 1979

Текст: Ирина Шаркадий
Фотографии: Bill Bernstein