Дмитрий Волков

Летом 2014 года парусная шхуна «Рембрандт ван Рейн» доставила к берегам Гренландии два десятка философов и ученых. Нейрофизиологи, когнитивисты, психологи, в том числе такие звезды, как американский классик философии сознания Дэниел Деннет и его австралийский коллега Дэвид Чалмерс, собрались на конференцию «Проблемы сознания и свободы воли в аналитической философии». Организовал это мероприятие Дмитрий Волков – основатель Social Discovery Ventures, со-директор Московского Центра Исследования Сознания, кандидат философских наук и автор книги «Бостонский Зомби: Деннет и его теория сознания». Теперь Волков планирует подискутировать с французским нейроученым и отправить российский художественный десант на Burning Man. Мы решили узнать, как связаны венчурные инвестиции, философия сознания, Shazam и Burning Man.

Зачем собирать философов на яхте?

Почти десять лет назад я занялся философией, в частности вопросами, связанными с сознанием. Меня заинтересовала проблема соотношения ментального и физического, это одна из самых сложных проблем. Естественные науки изучают физический мир, и в этом деле достигнут значительный прогресс. Но естественным наукам сложно объяснить, как из движения элементарных частиц может появится сознание – особая способность, которая есть у людей и, возможно, животных. Тогда я и узнал о работах Дэниэла Деннета – это такой седой могучий старец с белой бородой. Он всю жизнь посвятил проблеме сознания и является одним из наиболее значимых философов современности. Он считает, что сознание – иллюзия. Я тогда был в самом начале философского пути, и очень хотел с ним поспорить. Нашел в интернете информацию о том, что он будет читать лекцию на каком-то круизе в Мексике для любознательных, поехал туда и познакомился с ним. Спустя несколько лет мы думали о том, что могли бы сделать вместе, и решили устроить это философское путешествие.

Дмитрий Волков

Почему Гренландия?

С Гренландией нас обоих связывали самые замечательные воспоминания. Я ездил туда кататься, там идеальные условия для хели-ски: поднимаешься на вершину на вертолете и скатываешься по склону на лыжах к самому морю. Такие впечатления были у меня. А Деннет ходил у берегов Гренландии на яхте и тоже был покорен красотой этого острова. В итоге, мы решили объединить традицию встречаться на море и желание сделать совместный научный проект. Так и получилась экспедиция, в ходе которой около двадцати самых видных философов современности объединились, чтобы обсудить волнующие всех вопросы свободной воли и сознания на фоне сурового моря и айсбергов. Гренландия и парусная шхуна создали незабываемую атмосферу для этих дискуссий. Изрядную долю впечатлений получили и несколько студентов философского факультета МГУ, которые поехали с нами.

Почему именно сознание, что в нем волнующего?

Сознание – это такая странная вещь, которая сильно отличается от всех остальных вещей. Любую другую вещь мы с вами можем исследовать вместе: мы можем смотреть на вещи через микроскопы, телескопы, разделять и собирать их составные части. А вот с сознанием так не получается, сознание для науки как бы закрыто. К вашему сознанию имеете доступ только вы сами, и никто больше. Вы, конечно, можете рассказать мне о вашей боли, или о том, как чувствуете вкус утреннего чая. Но я об этом непосредственно никак не узнаю. Я никогда не смогу непосредственно наблюдать ваши состояния. В этой принципиальной недоступности и заключается загадка сознания.

Ваши бизнес-интересы как-то пересекаются с научно-философскими?

Нет, почти не пересекаются. Философией я занимаюсь в рамках участия в Центре Исследования Сознания при МГУ. Просто у жизни множество граней. Мои бизнес-интересы связаны с интернетом, новыми технологиями, в частности в области social discovery. Это технологии, которые позволяют людям знакомиться в интернете и поддерживать связи. Мир сильно изменился с распространением социальных сетей, и есть основания полагать, что технологии в межличностных связях будут использоваться все активнее. Поэтому мы инвестируем в специализированные социальные сети (Shocase для маркетологов, StreetLife для локальных сообществ), в социальные игры, в мобильные приложения для общения, в виртуальные сообщества для изучения языков (например, LinguaLeo).И в Shazam?И в Shazam. Для меня это история про соединение еще двух страстных увлечений: музыки и технологий.

Технологии меня интересовали с юности. Как только у меня появился компьютер, я попытался его соединить с другими компьютерами. Тогда это была любительская сеть ФИДО, мы пользовались модемами. Музыку я люблю тоже с юности. Когда-то заканчивал музыкальную школу, но это было классическое фортепиано: Шопен, Рахманинов, Бах. Тогда я не знал, кто такие Арт Тэйтум, Оскар Питерсон, Телониус Монк, Чик Кориа. А теперь и они стали в каком-то смысле друзьями – играю джаз, у меня даже есть трио. Последний раз играл на конвенте выпускников Сколково. Меня очень здорово поддерживали бывшие сокурсники. Впрочем, даже без публичных выступлений музыка приносит удовольствие. В конце рабочего занятия на фортепиано – почти единственный способ отвлечься от множества текущих задач.

Как связаны ваши увлечения искусством, философией и технологиями?

Искусство и философия – это источник вдохновения, креативности и критического мышления. Вдохновение и критическое мышление – это фундамент для инноваций. А инновации двигают технологиями. Если совместить это все вместе – получается успешный инновационный технологический бизнес. Мне кажется в этом лицо нашего бизнеса, образ компании и способ «моего существования».

В ходе перформанса «Строгое доказательство существования внешнего мира» Дмитрий Волков и Олег Кулик играют в настольный теннис, а статисты в красном зачитывают фрагменты одноименного труда Джорджа Эдварда Мура

В ходе перформанса «Строгое доказательство существования внешнего мира» Дмитрий Волков и Олег Кулик играют в настольный теннис, а статисты в красном зачитывают фрагменты одноименного труда Джорджа Эдварда Мура

Экспедиции продолжать планируете?

Снаряжение экспедиций это не совсем моя стихия, бизнес занимает большее время, но к августу мы все-таки готовим еще одну. Это будет очередная реализация корпоративной идеи о сочетании искусства и технологий – экспедиция искусства в пустыню. Речь про фестиваль современного искусства Burning Man – планируем десант российских художников (и не только художников) в Неваду, где они соорудят нечто фантастическое. Сейчас считаем, сколько потребуется генераторов, баллонов с водой, какие нужны будут палатки, мобильные дома, сигвеи и так далее. Мы не формировали команду профессиональных художников – компания собралась по принципу «с кем хочешь побывать в пустыне». Вот вы кого бы выбрали? У нас есть человек, который хорошо готовит, человек, который умеет строить и даже те, кто встречался с дикими племенами. Профессиональный строитель и мастер Игорь в свободное время занимается живописью, менеджер Юля создает необычные украшения на голову, Ирина – главный бухгалтер, но изумительно расписывает тыквы, Кэтрин – дизайнер одежды, есть молодая художница Юля и есть Олег Кулик, которого вы знаете в качестве гуру перформанса и фотографии. И этой командой мы придумываем разное: фантастические костюмы и маски, пианино-мутанта и робота-обезьяну-оракула – называем его оракултангом: этот робот станет героем нашего перформанса.

А что касается философии сознания?

Есть в планах еще одна конференция на яхте около берегов штата Мэн в компании Станисласа Деэне, профессора Коллеж де Франс. Он долгие годы изучал вычислительные способности человека, исследовал корреляцию между нейронной активностью мозга и сознанием, сейчас он руководит направлением «Когнитивная нейровизуализация» во Французском институте здоровья и медицинских исследований. Все, например, слышали о магнитно-резонансной томографии – МРТ позволяет составить карту коры головного мозга, на которой будет видно, какие участки отвечают за моторику, какие за речь, какие за память и так далее. Но это только начало – постоянно разрабатываются новые методы визуализации работы мозга: всех интересует возможность наблюдать за мыслительным процессом, возможность увидеть процесс мышления и осознания.

В результате таких наблюдений Деэне разработал эмпирическую теорию сознания. Эта теория уподобляет работу мозга – театральному спектаклю. Внимание служит своеобразным театральным прожектором. Оно высвечивает какую-то часть мыслительных процессов – актеров. Актеры появляются и исчезают со сцены. Именно эти процессы, освещенные вниманием, осознаются человеком. Однако множество мыслительных процессов всегда остаются в темноте. Эти процессы как работники сцены, режиссеры, сценаристы и зрители. Они все влияют на то, что происходит на сцене, но сами – незаметны. Эта теория называет теорией Глобального Рабочего Пространства. Думаю, о ней мы и будем говорить на борту шхуны.

Очень рассчитываю на увлекательные беседы, споры и хорошую погоду. Вообще, планов очень много. Планирую в этом году завершить докторскую диссертацию, хотя бы черновик, открыть полноценный офис в Гонконге, завершить несколько важных бизнес-проектов, и разобраться с джазовой гармонией. Ну и, конечно, надеюсь провести достаточно времени с дочкой. Попытаюсь объяснить ей в чем заключается проблема сознания.