Мюнхенское Bureau Mirko Borsche занимается визуальным сопровождением спектаклей Баварской оперы – в очевидном, казалось бы, жанре «программки» они сделали небольшую революцию. Представляем проект к постановке «Огненного ангела» Прокофьева.
Бюро Mirko Borsche, одна из самых передовых и влиятельных студий в мире дизайна последних лет, есть сама квинтэссенция того, что профессионалы называют берлинским дизайном; поэтому трудно сдержать удивление, когда узнаешь, что студия работает в Мюнхене, на Мариахилфштрасе, 8. Уроженец Баварии Мирко Борше в 2007 году решил основать дело у себя на родине, хотя все советовали ехать в столицу, переживающую тогда очередную волну интереса к коммуникативному дизайну. Но Мирко протоптанных путей не любит. В юности укатил постигать мастерство в Кингстонский университет, а после получил еще одну степень по графическому дизайну в колледже на родине. Затем с головой ушел в рекламный бизнес: он, в частности, делал рекламные кампании MTV, Levi’s, Mercedes-Benz – и только потом вернулся к дизайну в чистом виде.
Bureau Mirko Borsche фокусируется на работе в области искусства, моды и культуры. Сотрудничество с печатными изданиями – одно из главных направлений, команда отвечает за визуальное сразу в четырех передовых журналах: бьюти-зине Tush, арт-журнале Spike, еженедельнике Die Zeit и авангардном журнале Kaleidoscope. Студия давно и плотно работает с Nike: так, в конце 2015 года была представлена мощная рекламная кампания Bring your game баскетбольной линейки – Мирко и сотрудники отвечали за все, от слогана до видео с Леброном Джеймсом. А в 2010 году началось, пожалуй, самое любопытное сотрудничество Bureau Mirko Borsche – с Баварской государственной оперой. Один из старейших немецких театров поставил задачу – привлечь молодую и продвинутую аудиторию и дал карт-бланш на разработку визуального информационного сопровождения: программок и афиш. Студия отталкивалась от того, что публика должна уносить домой не только эмоциональные впечатление, но и что-то материальное. Дизайнеры переосмыслили неизменный театральный атрибут, программку, и довели ее до статуса арт-объекта. Например, к праздничному новогоднему концерту Bureau Mirko Borsche зрители получили увесистый каталог, больше напоминающий качественный глянцевый журнал. А для премьеры оперы «Огненный ангел» Сергея Прокофьева, действие которой проходит в отеле, бюро подготовило настоящую гостевую книгу, как в лучших гостиницах мира. Мирко рассказал нам о том, как он работает с Баварской государственной оперой и об особенностях творческого процесса в своем бюро вообще.
Итак, как вы придумали гостевую книгу?
Действие оперы Прокофьева разворачивается в роскошном отеле. Главные герои молодая девушка Рената и граф Генрих проводят там ночь страсти и религиозного экстаза. Исходя из сюжета мы придумали концепцию – гостевую книгу с броским, модным, вызывающим дизайном и контентом. Мы даже придумали логотип на немецком и русском языках с вертикальным ключом, который не только отсылает к возможности открыть дверь, но также напоминает фаллос. Логотип с золотым тиснением выгодно выделяется на ярко-синей картонной обложке. А внутри бумага ярко-розовая. В книге зритель находит «закладки» в виде переписки главных героев на фирменном бланке вымышленного отеля. Также мы вставили кадры из фотосерии «Людовик XV» Юргена Теллера с Шарлоттой Рэмплинг, чтобы ввести зрителя в курс дела. Закладка с надписью «Не беспокоить» завершает концепцию.
Чем работа над «Огненным ангелом» отличается от работы над другими операми?
Знаете, все каждый раз получается иначе. «Огненный ангел» – современная опера, в ней много метафор, поэтому мне было очень интересно работать над ней.
А сама опера вам понравилась?
О да, смотреть ее в этом зале, в исполнении гениальных музыкантов…
Вы работаете в разных областях и с разными клиентами, как при этом сохранить свой стиль?
Для каждого клиента мы стараемся разработать подходящий именно ему визуальный язык. Всегда невероятно сложно найти что-то новое и уникальное, но в этом и заключается прелесть нашей работы, поэтому у меня и сохраняется к ней интерес. Для меня важнее дать каждому клиенту выдающийся и неповторимый стиль, чем заботиться об уникальности визуального языка моего бюро.
Cейчас над чем работаете?
Разрабатываем корпоративный стиль и лукбук для ювелирной марки Saskia Diez.
Текст Татьяна Столяр