«Cверхзадача Политеха — быть примером уважительного отношения к уму, интеллекту и образованию»

Герои / Интервью с заместителем генерального директора Политехнического музея по образовательной и просветительской деятельности Иваном Боганцевым

С 21 по 22 мая ВДНХ  станет местом силы просвещения и знания — на площади Промышленности развернется научно-популярный фестиваль «Политех». Накануне важного мероприятия для популяризации науки, мы поговорили с  заместителем генерального директора Политехнического музея по образовательной и просветительской деятельности и директором фестиваля Иваном Боганцевым.

Как вы в сферу образования попали?

 Я из семьи, где все так или иначе связаны с образованием: мама — директор частной школы, отец — много лет преподавал историю. Так что интерес и любовь к этой сфере заложен на генетическом уровне. Я сам сначала долго учился зарубежных заведениях,  изучал историю, философию, да и вообще науку в целом. После вернулся в Россию, немного позанимался журналистикой, а к 2010 году оказался в Политехе.иВАН

А что из себя представлял Политех шесть лет назад?

 Все было грустно: огромный дряхлеющий музей, старая, как морально, так и физически, экспозиция. Честно говоря, мало кто тогда верил, что из этого вообще можно что-либо сделать. У нас тогда была задача быстро получить фидбэк, привлечь аудиторию, при этом особо не тратиться. И мы организовали всевозможные лекции для взрослых, каждый день к нам приходили по 500  слушателей — сейчас такое даже представить сложно. Знаете, лекции — это легко, для них много не надо — пространство, задор и какие-то интеллектуальные связи. С этого и начинали.

Когда вы пришли в Политех, уже были мысли о новом музее?

Мне некогда было думать о грандиозном будущем : я мыл туалеты и делал лекции. Представьте себе: приходил лектор, я с ним лично договаривался о сотрудничестве, а туалеты пахнут. Мне было очень неловко и приходилось исправлять ситуацию самому. Да и вообще, очень много приходилось брать на себя. Сначала начинаешь мыть туалеты, потом замечаешь, что человек в гардеробе не справляеся и сам ищешь еще одного сотрудника. И так постепенно берешь на себя все больше и больше обязанностей, потому что они все друг с другом связаны. Но я не жалуюсь, мне кажется,  что я на данный момент нахожусь на своем месте.

В начале 10-х было ощущение, что люди  изголодались по интеллектуальному отдыху, формат публичных лекций стал вдруг невероятно популярным

 Да, тогда наблюдалась востребованность в такой разновидности досуга, рынок был почти пустой. Да и вообще, знаете, в обществе был подъем, все в те годы говорили о какой-то модернизации, о том, что мы должны стремиться создать какое-новое общество. Сейчас разговор об этом уже не идет, и форматы потеряли уже свою актуальность, дух времени уже не тот…

 Расскажите про Университет Детей.

Это программа для детей 6-13 лет. Ребенок с родителями покупает абонемент на полгода, и за этот абонемент мы ему каждое воскресенье организовываем занятия. По большей части занятия происходят в настоящих университетах. Таким образом, ребенок с детства приучается ходить в настоящий университет, сидеть там на паре и так далее. Иногда это занятие происходит в виде большой потоковой лекции, иногда проходят воркшопы и мастер-классы, и ребенок может выбрать, куда ему пойти, в зависимости от интересов: на экскурсию на свалку, залезть на башню с часовым механизмом или наблюдать за светлячками в лаборатории. В конце семестра дети сдают «сессию», получают диплом. Такой полноценный университет, только детский. Мы сотрудничаем с НИУ ВШЭ, МЭСИ. У этого проекта большие перспективы.

А для взрослых что-нибудь похожее не хотите сделать? 

Знаете, это такой классный «корпоратив» бы получился, а делать с помощью Политеха «корпоратив» — это как забивать гвозди скрипкой Страдивари. Конечно, лучше, чтобы взрослые ходили к нам, но спасти одновременно всех мы не можешь, нужно расставлять приоритеты. У взрослых и так миллион возможностей классно провести время, а например, пожилым сходить особо некуда. Поэтому я бы лучше для пенсионеров что-то организовал. В будущем, надеюсь, что-нибудь придумаем. А пока мы сосредоточены на детях. Помимо Университета,  у нас есть лаборатории, где проходят школьные уроки по химии, физике, биологии, математике. Мы принимаем до 100 школьных групп в месяц, обкатываем программы и идеи, пытаемся сделать необычные занятия, интересные для детей. Плюс, около 600 детей занимаются в кружках.

На чем сейчас в работе сфокусированы?

Через два года откроется новое здание, об этом все думы. Мы много ездим в другие музеи, изучаем опыт. Нужно понимать, что в России мало, кто такие проекты делал, и почти все ты делаешь — либо из чужого опыта, либо из здравого смысла.

Совсем скоро пройдет фестиваль «Политех». Какую публику ожидаете?

Мне кажется, что фестиваль вообще, как продукт, должен быть интересен самым разным людям, и для меня главное, чтобы они остались с «Политехом», стали нашими постоянными посетителями. Вообще, любопытных людей очень мало, но людей, которых можно удивить, даже не забирая слишком много их внимания – их много, мне кажется, все люди в принципе такие. иванааа

Что входит в ваши обязанности организатора фестиваля?

Организатор фестиваля похож на дирижера.  Я человек, который не извлекает никакой  звук самостоятельно, а просто собирает команду способных людей и заставляет их раскрыться наилучшим образом и показать свои таланты. Хотелось бы, чтобы человек, который видит программу фестиваля, понял, что она уникальна. Многие вещи из программы появляются и исчезают, и их нельзя пойти и посмотреть снова, как в каком-нибудь квесте. Все проекты отобраны с любовью и надеждой, что это будет еще и спектакулярно за счет того, что над фестивалем работает стабильная команда, у которой есть высокая планка качества.Мне кажется, что это какие-то вещи из программы способны поразить воображение и отпечатываться в сердце, донося месседжи, которые мы посылаем: про науку, творчество.

 У вас есть любимый проект в Политехе?

фест

Мультимедийный спектакль «Второе тело»

Я стараюсь делать только те проекты, которые  мне самому интересны. Да и больше мне нравятся не проекты сами по себе, не их начинка, а их развитие, когда из чего-то небольшого вырастает масштабное действие. Посмотрим, что будет в этом году, Политех делает важный шаг в своем развитии, но это можно доказать только эмпирически. Сейчас мне больше всего нравится Университет детей, от него одно удовольствие и почти никаких проблем. Научный лагерь я тоже люблю и еду туда сам, где я нянчусь с детьми 12 дней, это жутко выматывает эмоционально и физически, но несмотря на все это, я каждый раз радуюсь возможности туда поехать.

Что вам дает работа в Политехе?

Возможность изменять реальность вокруг себя. Мы не показываем науку, мы показываем нечто и говорим: «Если вы хотите понять, как это работает, вам придется столкнуться с наукой». Столкнуться, быть может, с формулами, с какими-то явлениями, которые вам не нравятся и кажутся скучными, но эти скучные явления и стоят вот за этим чудом. Фактически, мы делаем обратное тому, за что, как сказал поэт Джон Китс, он ненавидит Ньютона, за то, что тот «расплел радугу». Мы показываем радугу и говорим: «Вот радуга». Кто-то посмотрит на радугу и уйдет, а кто-то скажет: «Как же я хочу сделать радугу дома!». А как? Как это работает? Так мы провоцируем людей, а они и развлекаются, и узнают что-то новое. А некоторые захотят и дальше углубиться в тему.

В Политехе есть проблема с кадрами?

Проблемы с кадрами в музейной и образовательной области большие. Просто Политехнический мало с кем конкурирует, поэтому нам достаточно собрать лучших людей в Москве. К тому же, мы постоянно отправляем наших сотрудников в командировки, на специальные образовательные курсы.

Как вы думаете, когда-нибудь возникнет мода на то, чтобы быть умным?

Очень бы хотелось! Во Франции, например, популярно понятие «публичный интеллектуал», те же  Сартр или Камю — фигуры с огромным общественным авторитетом. Тому же Эйнштейну предлагали стать президентом Израиля. А в России нет ощущения того, что ученые имеют какой-то вес в обществе, их никуда не привлекают, не создают им условий. Поэтому можно сказать, что сверхзадача Политеха  — быть примером уважительного отношения к уму, интеллекту и образованию.

Фестиваль Политех 2016 пройдет 21-22 мая на ВДНХ. Вход свободный. Билеты на спектакль «Второе тело» можно приобрести здесь.

 Беседовала Татьяна Столяр

Фото: Александра Карелина