Оранжерея как история

Официальный «дом» бренда Bombay Sapphire, спроектированный студией Томаса Хезервика на месте бывшей бумажной фабрики Лаверсток Милл – визитная карточка современного подхода к архитектуре, предполагающего, что во всем, включая объекты искусства и дизайна, должна быть заложена история.

 

 

Лаверсток Милл, поместье в ста с лишним километрах от Лондона и в сорока от Стоунхенджа, стоит на речке Ривер Тест, которая согласно официальным замерам считается самой чистой в Великобритании. Здесь когда-то была мельница, а последние триста лет поместье служило домом для бумажной фабрики, которая печатала официальные денежные знаки Британской империи. В общем, место с историей – помимо легенды, это выражается и в том, что само поместье за долгие годы службы превратилось в хаотично застроенный производственными помещениями разного времени двор. Именно в таком виде место перешло под управление бренда Bombay Sapphire, который в 2014-м решил сделать в Лаверсток Милл официальный «дом» и дистиллировочное производство знаменитого джина. Поместье, застроенное множеством зданий георгианского и викторианского периодов, является охранной исторической зоной, и перестраивать его можно было только точечно и с особого разрешения; да и сам бренд Bombay Sapphire придерживается современного подхода к архитектуре и дизайну – сейчас ведь главными ориентирами становятся не столько масштаб и радикальность идеи, как во времена звездной архитектуры 1990-х, а скорее работа с контекстом, характером пространства, его историей и сложившейся структурой. И для реализации такой задачи – создать на месте трехсотлетней фабрики в буколическом окружении современный «дом», который будет соответствовать духу самого бренда – традиции, помноженные на передовой подход, – было призвано дизайнерское бюро, которое снискало славу в Великобритании и по всему миру именно работой с контекстом и умением «рассказать историю» через дизайн.

 

 

По крайней мере, сторителлинг значится в качестве ключевого определения бюро Heatherwick Studio. Его создатель Томас Хезервик — одна из главных звезд британской архитектуры, дизайна, скульптуры и прочих смежных категорий (когда-то его учитель Теренс Конран полушутя назвал его «Леонардо от дизайна» — как раз за то, что Томас с равным энтузиазмом делал проекты в самых разных областях). В 1997 году во время Лондонской недели моды его пригласили оформить витрины Harvey Nichols; он сделал гигантскую деревянную конструкцию, целиком оплетающую универмаг снаружи. В 2000-м он сделал для Longchamp сумочку из застежки-молнии. Первой по-настоящему громкой работой стал построенный в 2002-м мост Rolling Bridge, который в соответствии с названием буквально сворачивался в колесо — нечто среднее между объектом дизайна и скульптурой, прекрасный пример того, как дизайн может работать с эмоциональным восприятием людей. Heatherwick Studio особенно громко заявила о себе в начале 2010-х — вершиной стал редизайн знаменитых лондонских автобусов в 2012-м и олимпийский факел, составленный из десятков стеблей, которые несли делегации-участники. А визитной карточкой студии в области архитектуры выступает нереализованный проект «Моста-сада» — где опять-таки буквально мост через Темзу становится садовой аллеей.

 

 

При этом одним их первых призов, с которых началось признание Heatherwick Studio, была награда 2001-го года как раз от Bombay Sapphire — бренд вообще покровительствует дизайну и в то время проводил для молодых дизайнеров и студии конкурс на создание оригинального бокала; Хезервик выиграл с проектом бокала-моста. И спустя десять с лишним лет Bombay Sapphire пригласил Heatherwick Studio сделать проект реконструкции Лаверсток Милл. Задачей студии было создать генеральный план и дизайн новой дистиллировочной, а цель можно сформулировать так: сохранить атмосферу, но при этом придать центру современность. И, конечно, рассказать историю. «Это похоже на работу детектива, — говорит Томас о принципах своей работы. — Ответ скрыт в деталях, которые тебе известны, и твоя задача — отыскать его. Так что ты идешь и исследуешь все, что имеет отношение к делу; сужаешь круг возможных решений и в конце концов остаешься с единственным ответом». Ключом к проекту стала речка, до того спрятанная в бетонный канал, — ее выпустили наружу, создали заново берега; расчистили место от современных функциональных построек, отреставрировали классические здания Викторианской эпохи — и вдруг из промышленного двора стало проступать английское поместье.

Чтобы оставить ощущение перемен, которые переживал в разное время Лаверсток-Милл, на зданиях оставили следы перестроек. А сердцем проекта, отвечающим за эмоции, сторителлинг и современность, стала теплица, спроектированная Heatherwick Studio и встроенная в оригинальные здания. Bombay Sapphire своей главной технологией считает использование десяти растений, которые придают их джину особый вкус; этот рецепт они запатентовали еще в 1761-м. От этого и отталкивается архитектурная идея: стеклянный каскад, который вы видите на фотографии, — это две теплицы со своим микроклиматом — южного Средиземноморья и тропиков, — где высажены те растения, которые дают вкус джину. А сами здания — отсылающие и к идее перегонных труб, и к некоему сказочному фонтану изобилия, и к модным приемам деконструкции, — это небольшой манифест того, что современная архитектура должна быть не только технологичной, но и увлекательной.

Георгий Мережков