Города-призраки

Улицы, кварталы и целые города в Китае застроены небоскребами, в которых никто не живет. Американский архитектурный фотограф Кай Каеммерер изучил феномен восточной урбанизации.

Сама идея высотного здания, заключающаяся в извлечении максимальной выгоды из ограниченной по площади земли, кажется, не могла возникнуть нигде, кроме как в капиталистической Северной Америке.

Небоскреб – это продукт западноевропейской культуры. Тем необычнее наблюдать за процессами урбанизации и заселения городов по всему миру. В частности, в странах, диаметрально противоположных США географически и идейно, например на Востоке. С этой мыслью американский архитектурный фотограф Кай Каеммерер отправился в 2015 году в Китай, чтобы исследовать местные пустующие районы, застроенные небоскребами. «Меня вдохновили попавшиеся мне на глаза статьи про китайские ”города-призраки“, – вспоминает Каеммерер. – Исследовав тему, я выяснил, что многие из них вовсе не были заброшенными, как о них писали. Это новые города, у которых пока нет истории. Я был заинтригован и стал думать о том, как бы перевести это на язык фотографии».

Его задумка вылилась в проект Unborn Cities, рассказывающий историю ассимиляции западноевропейской концепции восточной цивилизацией. «Название ”Нерожденные города“ проект получил, потому что районы, в которых я снимал, – новые и незаселенные, – объясняет фотограф. – Многие медиа, писавшие о них, списывали их пустоту на неудачное городское планирование, но я думаю, что во многих случаях эти места поняты неправильно».

С начала 2000-х Китай для поддержания темпов роста начал программу строительства новых городов. Они по сей день не заселены, оставаясь «городами- призраками». На фото: Yujiapu Financial District в городе Тьянжен

С начала 2000-х Китай для поддержания темпов роста начал программу строительства новых городов. Они по сей день не заселены, оставаясь «городами-призраками». На фото: Yujiapu, Financial District в городе Тьянжен

Кай Каеммерер снимал три «города-призрака» – «китайский Манхэттен» Yujiapu Financial District, «китайскую Венецию» Meixi Lake и «самый лучший город для туризма» Ордос (точнее, пристроенный к нему огромный район Кангбаши)

Кай Каеммерер снимал три «города-призрака» – «китайский Манхэттен» Yujiapu Financial District, «китайскую Венецию» Meixi Lake и
«самый лучший город для туризма» Ордос (точнее, пристроенный к нему огромный район Кангбаши)

Каеммерер родом из Чикаго – города, чья история тесно сплелась с историей архитектуры XX века. Здесь в 1885 году был построен первый в мире небоскреб. Каждый кирпичик старинных зданий города хранит свою историю. «Я заинтересовался архитектурной фотографией из желания постичь историю, встроенную в городской пейзаж. Архитектура может многое рассказать о городе: здания содержат подсказки о том, когда и зачем они были построены, какой цели они служат и кто в них живет», – говорит фотограф.

В отличие от европейских городов урбанизация на Востоке происходит массово и стихийно, а промежуток времени между тем, когда проект достроен и его заселением может растянуться на годы. «Восточная модель урбанизации имеет принципиально другой масштаб и иные сроки, и этим Китай отличается от всего, что я видел ранее», – отмечает Каеммерер. Для Unborn Cities он совершил два путешествия по застроенным, но еще не заселенным районам страны, потратив на съемки в общей сложности четыре месяца.

«Съемки проходили в городском округе Ордос района Внутренняя Монголия, в Биньхае, что на юго-востоке Тяньцзиня, и в Чанше в провинции Хунань. Многие города из-за их новизны и безлюдья казались мне сюрреалистическими и немного мистическими. В Европе, например, гуляя по улицам, благодаря архитектуре вы можете установить последовательность исторических событий, взглянув на здания из различных эпох и определяя их возраст.

Здесь же это невозможно, потому что истории у этих районов пока нет, а городской пейзаж кажется смещенным во времени». Именно это смещение пространственной точки на карте во времени, ее хронологический и эмпирический разрыв с остальным, знакомым нам всем миром, и определяет тему и эстетику проекта Каеммерера.

«Идея моих работ вращается именно вокруг этого вытеснения или смещения, кажущегося результатом промежуточного периода в жизни городов, – объясняет Каммерер замысел проекта. – Меня интересует, что происходит с городским пейзажем, если его лишить людей, для которых он был создан». Несмотря на колоссальную исследовательскую работу, которую проделал фотограф, его снимки выглядят мистически пугающими. Именно эта их противоречивая эстетика и стала решающей в популярности таких городов и в подмене смысла их восприятия западным человеком.

Борясь с этим неправильным истолкованием, Каеммерер намеренно использовал это как аффективный прием: «Мне захотелось показать загадочную сущность этих мест, поэтому я сделал снимки, на которых они выглядят как бы нереальными.

Я снимал за 15 минут до рассвета, незадолго до заката, когда нет резких теней. В Китае меня преследовало чувство, будто я посещаю города будущего. Через несколько лет я вернусь туда и проедусь по некоторым из этих мест снова: хочу посмотреть, как они изменятся, когда их заселят люди».

Правительство Китая к 2026 году планирует переселить в новые города около 250 миллионов граждан из сельской местности

Правительство Китая к 2026 году планирует переселить в новые города около 250 миллионов граждан из сельской местности

Два ЖК-дисплея освещают самый известный «город- призрак» в Китае – Кангбаши

Два ЖК-дисплея освещают самый известный «город-призрак» в Китае – Кангбаши

Район Meixi Lake недалеко от городского округа Чанша в провинции Хунань

Район Meixi Lake недалеко от городского округа Чанша в провинции Хунань

Радиальные каналы разделяют Meixi Lake на восемь микрорайонов, каждый из которых рассчитан на 10 000 человек

Радиальные каналы разделяют Meixi Lake на восемь микрорайонов, каждый из которых рассчитан на 10 000 человек

В центре района Meixi Lake разбит парк с озером площадью 40 гектаров

В центре района Meixi Lake разбит парк с озером площадью 40 гектаров


Фотограф: Kai Caemmerer
Интервью: Ирина Шаркадий