Дом под градусом

Зачем владельцы виноделен обращаются к Норману Фостеру, Жану Нувелю и другим стархитекторам.

  • Текст Анна Арутюнова
    Мода на превращение винодельческих хозяйств в архитектурные площадки набирает обороты: за волной, запущенной такими звездами, как Херцог и де Мёрон, Заха Хадид, Сантьяго Калатрава и Фрэнк Гери, следуют все новые виноделы и архитекторы. Громкий архитектурный проект сейчас становится действенным способом повышения продаж вина – всегда легче поддаться соблазну свернуть к новому винограднику, завидев яркую приманку.

    P11_Cover.indd

    Вид с веранды бара винодельни Bodegas Portia располагает к праздности

    2010
    Винодельня Bodegas Portia

    РЕГИОН: Рибера дель Дуэро, Испания
    ЗАКАЗЧИК: Grupo Faustino
    ИСПОЛНИТЕЛЬ: Foster + Partners

    Семейство Фаустино производит вино примерно с середины XIX века и владеет виноградниками в Риохе, Наварре и Ла-Манче, а на этикетках их вин красуются портреты работы Рембрандта и Эль Греко, или лицо композитора Глюка, что свидетельствует о приверженности лучшим образцам классического искусства. Когда же в конце 2010-х Grupo Faustino решила обзавестись хозяйством в важном винодельческом регионе Испании Рибера дель Дуэро, владельцы почтенного предприятия удивили всех сотрудничеством с Норманом Фостером, и Bodegas Portia стала первой «винной» постройкой бюро Foster + Partners. С энергией первооткрывателя Фостер не стал опираться на традиции, а поручил своей команде изучить самые тонкие и, казалось бы, в последнюю очередь касающиеся архитектора детали винного производства. Процессы ферментации и созревания вина стали альфой и омегой инженерного подхода.
    В итоге три просторных крыла-отсека сооружения соответствуют трем важнейшим этапам создания вина. В первом отсеке вино ферментируется в похожих на космические капсулы стальных чанах – его построили на солнечной стороне холма, чтобы из вина легче выходил углекислый газ. Во втором отсеке, который напоминает тронный зал египетского фараона, вино созревает в дубовых бочках. В третьем – дозревает, разлитое в стеклянные бутылки. Два крыла, предназначенные для хранения, утоплены в землю так, что там сформировался идеальный для созревания вина микроклимат, а подъезды с дороги проложены прямиком по их крышам. Более того, архитектурные решения позволили сократить расходы на электроэнергию и аккуратно вписать в пейзаж постройку, вид которой сверху напоминает какую-нибудь посадочную площадку из фантастического фильма.
    В центр винодельни помещена галерея для посетителей. Почти все ее стены сделаны из стекла, так чтобы сквозь них можно было наблюдать за тем, что происходит в каждом из трех производственных корпусов. В оформлении интерьеров также нет ничего случайного – дощечками от винных бочек, например, выложили пол в ресторане, а барную стойку сделали из той же стали, что и чаны.

  • P11_Cover.indd

    Похожие на недра футуристического ангара подземелья винодельни рассчитаны на хранение миллиона бутылок

  • P11_Cover.indd

    Стеллажи с момента постройки заполнились бутылками – слева от лестницы разместился винный бар-магазин

    2012
    Винодельня

    Antinori nel Chianti Classico

    РЕГИОН: Кьянти, Италия
    ЗАКАЗЧИК: Marchesi Antinori Srl
    ИСПОЛНИТЕЛЬ: Archea Associati

    Потомственные виноделы Антинори занимаются производством вина с 1385 года, с тех самых пор, как Джованни ди Пьетро Антинори решил вступить в гильдию виноделов Флоренции. Нынешние управляющие марки – представители фамилии в 26-м поколении; и именно они заказали итальянскому архитектурному бюро Archea Associati проект винодельни Antinori nel Chianti Classico, возведенной на полпути из Флоренции в Сиену.
    Качество вина зависит от почвы, и именно эту в буквальном смысле глубинную связь хотели продемонстрировать архитекторы. Винодельня встроена в холм: ее многоярусная крыша не видна, потому что целиком скрыта виноградниками, а офисные помещения и хранилища уходят под землю на несколько уровней. По мысли архитекторов, это движение к центру Земли, как будто под воздействием силы притяжения, полностью отвечает процессу превращения винограда в вино: с самого верхнего яруса, куда поступает необработанный урожай, до самого нижнего, где готовое вино хранится в погребах.

  • P11_Cover.indd

    Фотография Antinori Winery / Archea Associati

    Присутствие на этом склоне произведения, сотворенного руками человека, выдает длинный стеклянный фасад, за которым расположены помещения для гостей винодельни. Кроме ресторана с прозрачными стенами, залов для дегустации, просторной аудитории для презентаций и библиотеки, в которой можно во всех деталях изучить историю Антинори, здесь есть музей. Семейство еще в начале XVI века установило прочные связи с миром искусства, заказав семейный герб в мастерской известного в то время скульптора и мастера по керамике Джованни делла Роббиа. В 2013 году в музей при винодельне перевезли часть произведений искусства из семейного палаццо Антинори во Флоренции; создавать новую экспозицию помогали кураторы из Уффици. Выделили место и современным художникам. Под работы, которые они будут специально создавать для винодельни, отвели почти треть территории. Живущая в Берлине итальянка Роза Барба уже протянула поперек одного из световых окон «Меридиан», другой берлинец Томас Сарацено подвесил в винном погребе «Биосферу», а «Иконостас» венгерского француза Йоны Фридмана опутал атриум.

  • P11_Cover.indd

    Проектировщики из бюро Archea Associati спрятали в недрах тосканских холмов не только винные погреба, но практически всю винодельню

  • P11_Cover.indd

    Для облицовки стен Жан Нувель использовал шесть оттенков красного, которые, переливаясь, напоминают о богатой цветовой гамме вина

    2014
    Дегустационный павильон

    Chаteau La Dominique

    РЕГИОН: Сент-Эмильон, Франция
    ЗАКАЗЧИК: Chаteau La Dominique
    ИСПОЛНИТЕЛЬ: Жан Нувель

    Проектируя дополнительный погреб и павильон для посетителей, которые ему заказало винодельческое хозяйство Chаteau La Dominique, французский архитектор Жан Нувель (Музей на набережной Бранли, строящийся в Абу-Даби филиал Лувра) решил не пытаться растворить здание в среде, а сделать так, чтобы оно привлекало к себе как можно больше внимания. На то были и не вполне архитектурные причины: последние 20 лет винодельня переживала не лучшие времена, и в начале 2010-х запустило полную перезагрузку. Например, здесь активно внедряют технологии биодинамического виноделия. Частью новой концепции стал и архитектурный проект.
    Регион Сент-Эмильон, где расположилось хозяйство, находится под охраной UNESCO, а внешний вид городка, мельниц и церквушек, разбросанных в полях, занятых виноградниками, где выращивают сорта «мерло», «каберне фран» и «каберне совиньон», не менялся примерно со времен Средневековья. Нувеля этот факт не испугал. На новоприобретенных Chаteau La Dominique почти 30 гектарах земли он решил устроить праздник цвета и современных материалов: облицевал ярко-красными панелями из нержавеющей стали помещение для ферментации вина и галерею для посетителей. Мало того что сама по себе сталь блестит на солнце, так архитектор еще и расположил цветные панели под разными углами, чтобы блики были более интенсивными. Оттенки винного цвета стали лейтмотивом и в оформлении ресторана – он расположен на крыше, часть которой засыпана гравием из красного стекла.

  • P11_Cover.indd


    Завсегдатаи дегустаций рекомендуют Evolution Red для начинающих и Orchard Block Pinot урожая 2010 года для более искушенных ценителей

    2013
    Дегустационный павильон
    Sokol Blosser

    РЕГИОН: Орегон, США
    ЗАКАЗЧИК: Sokol Blosser Winery
    ИСПОЛНИТЕЛЬ: Allied Works

    Sokol Blosser – одно из первых винных хозяйств в Орегоне, штате, который в отношении вина часто оказывается в тени своего более удачливого южного соперника, Калифорнии, но где процветают гастрономические и связанные с ними начинания. Первые виноградные лозы основатели винодельни Билл и Сьюзан Блоссер посадили в 1971 году в районе, который теперь известен как винная область Dundee Hills AVA – и, как это часто бывает в Америке, стали одними из первооткрывателей винного потенциала этих мест. Чтобы сделать свое вино (в основном полученное из сортов Pinot Noir и Pinot Gris) еще более популярным, нынешние владельцы – второе поколение семьи – решили построить современный павильон для дегустации.
    Архитектурный проект, придуманный и осуществленный бюро Allied Works, удостоился сразу двух наград Американского института архитекторов (AIA). Пространство павильона поделено на три части: центральную занимает главный зал с баром, террасой и камином. По соседству находится кухня, за столом которой можно разместить большую компанию. Нижний уровень павильона частично уходит под землю – здесь хранятся вина, а также расположен зал для частных дегустаций.
    Главная заслуга архитекторов из Allied Works – в том, что им удалось соорудить легкую, светлую и современную конструкцию, которая хоть и не пытается замаскироваться под окружающую среду, но находится с ней в диалоге как на уровне смысла, так и на уровне материалов. Так, для строительства были использованы только местные породы дерева, а формы павильона, выложенного изнутри и снаружи деревянными полосками, напоминают о местных традициях сельскохозяйственного зодчества.

  • P11_Cover.indd

    Игла на фоне постройки Тадао Андо называется «Бесконечность», а создал ее фотограф Хироси Сугимото

    2011
    Винодельня и центр искусств
    Chаteau La Coste

    РЕГИОН: Прованс, Франция
    ЗАКАЗЧИК: Chаteau La Coste
    ИСПОЛНИТЕЛЬ: Жан Нувель, Тадао Андо и другие

    Ирландский магнат Патрик Маккиллен приобрел винодельню Chаteau La Coste в 2003 году и с самого начала ее обустройства задумал объединить две свои страсти: вино и современное искусство. Маккиллен – известный коллекционер, небезразличный и к архитектуре: в 2008 году он спонсировал строительство павильона галереи Serpentine по проекту Фрэнка Гери. Сегодня «Музыкальный павильон», выполненный в лучших традициях деконструктивизма (кажется, что в здание попал снаряд: его крыша расслоилась, а балки торчат в разные стороны), можно увидеть в виноградниках Chаteau La Coste, которые постепенно перестают быть просто виноградниками, но превращаются в парк современного искусства и архитектуры на юге Франции.

  • P11_Cover.inddВсе началось с того, что Маккиллен пригласил художников и архитекторов и предложил им подумать о создании проектов специально для прованской земли. Среди откликнувшихся тогда оказались Жан Нувель, Ренцо Пьяно, Луиз Буржуа, Хироши Сугимото, Франц Уэст и многие другие. Список авторов, создавших в результате для Chаteau La Coste произведения и продолжающих работать над новыми проектами, свидетельствует о том, что владелец хозяйства выбирает исключительно проверенные имена.
    Одной из первых построек стал подземный павильон-погреб для созревания винограда по проекту Жана Нувеля. Часть павильона выходит на поверхность в виде двух утопленных наполовину под землю цилиндров; часть скрыта глубоко под землей – в ней находятся погреба. О масштабах подземного винного царства можно судить хотя бы по тому, что в год хозяйство производит около 750 тысяч бутылок, сертифицированных как appellation d’origine contrоlеe региона Кото-д’Экс-ан-Прованс. Попробовать кое-что из запасов посетители могут в спроектированном Тадао Андо кафе. Помимо этого Андо создал еще две архитектурные композиции для Маккиллена: небольшой деревянный павильон, внутри которого располагается инсталляция архитектора «Четыре куба для размышлений об окружающей среде»; и изящный стеклянный панцирь, в который Андо «одел» руины капеллы XVI века, оставшиеся на территории винодельни.
  • P11_Cover.indd

    Пойдешь в одну сторону – попадешь в «Музыкальный павильон» Фрэнка Гери (вверху), пойдешь в другую – увидишь паука Луиз Буржуа (внизу)

    Самая интересная особенность винодельни-музея, созданного Маккилленом, – в том, что здесь нет никакого различия между произведением архитектуры и произведением искусства, а художники и архитекторы выступают на равных, оставляя в ландшафте свой рукотворный след. Здесь расположился гигантский паук Луиз Буржуа, который был закончен незадолго до смерти художницы. Шон Скалли выстроил массивную «Стену света в форме кубов» – огромный сложенный из гигантских каменных блоков параллелепипед несколько метров в высоту. Том Шэннон установил не менее массивную «Каплю» из стали, в которой отражаются виноградники, дубовые рощи и синее прованское небо. В 2015 году ожидается завершение павильонов Жана Пруве, Джеймса Таррелла, Ай Вэйвэя. И совершенно очевидно, что Маккиллен на этом не остановится.